Директор французского Института стратегических исследований при Военной академии (IRSEM), входящего в состав Министерства обороны Франции, обратился к малоисследованной теме: как противостоять прокремлевской пропаганде, не прибегая к такому неоднозначному средству, как контрпропаганда?
«Контрпропаганда – неподходящий инструмент для реализации целей западных демократических стран, стремящихся устранить последствия дезинформации», — утверждает Жан-Батист Жанжен Вильмер. Кроме того, она потребовала бы более значительных вложений, чем «готово предоставить любое из европейских правительств».
Директор Жанжен Вильмер предлагает 25 способов противодействия русской дезинформации без использования контрпропаганды. На русский языке материал перевел контрпропагандистский ресурс ЕС Euvsdisinfo.eu:
1 – Проводить четкие границы между дезинформацией, пропагандой и общественной дипломатией в противовес доводу о том, что «любая информация – это пропаганда». В то время как каждая страна имеет право на защиту своей точки зрения, «международная фальсификация информации», по мнению автора, недопустима.
2 – Не демонизировать Россию, а сосредоточиться на борьбе с дезинформацией.
3 – Повышать осведомленность о значимости проблемы.
4 – Признать, что существуют меры информирования, использующие в своих целях предубеждения людей и находящиеся в промежуточной зоне между информационной войной и военными действиями, такие как кибератаки, политическая коммуникация, вмешательство в выборы и дезинформация.
5 – Активизировать изучение этой проблемы всеми заинтересованными сторонами, включая министерства, университеты, научно-исследовательские центры и прессу.
6 – Признать ограничения исключительно официального отклика на дезинформацию. Мнение представителей власти всегда подозревают в предвзятости. Необходимо привлекать также гражданское общество.
7 – Признать ограничения такого инструмента, как разоблачение. Установление фактов необходимо, но самого по себе этого недостаточно. В особенности это верно с учетом того, что целью прокремлевской дезинформации является «расшатывание концепции объективной реальности и внушение сомнений в самой возможности журналистской деятельности».
8 – Разработать программы для повышения медиаграмотности населения.
9 – Установить общепринятое соглашение о журналистской этике.
10 – Адаптировать способ подачи информации к особенностям аудитории. Использовать «информационно-развлекательный» стиль реагирования на дезинформацию, чтобы охватить аудиторию, способную потреблять только развлекательную информацию.
11 – Поддерживать независимые российские СМИ.
12 – Переводить статьи независимых российских изданий. Так можно продемонстрировать, что RT и Sputnik не отражают полную картину представленных в России мнений.
13 – Развивать связи с независимыми российскими журналистами.
14 – Публиковать свидетельства изобличителей, покинувших систему пропаганды. Они могут рассказать об используемых в ней методах.
15 – Использовать новейшие технологии для автоматизации проверки фактов и идентификации подстрекателей («троллей»), действующих в интернете.
16 – Привлечь финансирование и персонал в Оперативную рабочую группу по стратегическим коммуникациям ЕС (East StratCom Task Force) и более широко распространять ее продукты.
17 – Поощрять страны-члены ЕС развивать национальные механизмы противодействия дезинформации. В то время как некоторые из них уже приступили к этой деятельности, рост числа национальных центров противодействия дезинформации будет способствовать более быстрому реагированию на ее возникновение.
18 – Укреплять сотрудничество между странами, Европейским Союзом и НАТО по этой проблеме. Избегать наложений и дублирования усилий.
19 – При разоблачении дезинформации также раскрывать использованные при ее распространении методы пропаганды. Знакомить пользователей с методами дезинформации, чтобы они могли самостоятельно распознавать их в других ситуациях.
20 – Отслеживать финансирование «антиевропейской пропаганды».
21 – Создать международную НПО по борьбе с дезинформацией, наподобие таких организаций, как «Репортеры без границ» и Transparency International. Эта организация могла бы ранжировать СМИ по степени достоверности их репортажей.
22 – При необходимости рассмотреть применение более ограничительных мер противодействия, таких как штрафы, санкции и, в некоторых случаях, блокирование.
23 – Бороться также и с влиянием дезинформации, укрепляя солидарность ЕС и НАТО, социальную сплоченность, демократию и уважение прав человека.
24 – Больше коммуницировать на русском языке, в том числе в социальных сетях.
25 – Защищать европейские ценности и формировать позитивный нарратив в связи с Европейским Союзом.
Источник: Jbjv.com