После падения Алеппо и объявления «мирных переговоров» в Астане (которые, по сути, провалились) между Турцией, Россией, Ираном, режимом Асада и повстанцами, ситуация в Сирии изменилась.
Стало очевидным, что Анкара, Москва и Тегеран договорились о разделе Сирии на сферы влияния, при этом все стороны сговора прекрасно понимают, что договоренность носит временный характер и нужна каждой из сторон для решения своих оперативных задач.
Турки озабочены курдской проблемой, ИГ, безопасностью своих границ и наплывом в страну миллионов беженцев. Кроме того, в 2020 году в Стамбуле должна состояться летняя олимпиада, поэтому Анкара крайне заинтересована решить «сирийскую проблему» как можно скорее или на худой случай «заморозить» ситуацию.
Русско-шиитский альянс (Россия, Иран, режим Асада) намерен воспользоваться перемирием для закрепления на захваченных территориях, усиления своих вооруженных формирований для подготовки наступления на Идлиб, вытеснение повстанческих группировок и подразделений муджахидов из ряда важных с точки зрения кафиров, районов Сирии, где сейчас продолжаются бои.
Россия с помощью авантюры в Сирии стремится вернуть себе статус равноправного западного партнера (в первую очередь США), утерянного после захвата части территории Украины, снять санкции и реализовать план «Ялта-2», попутно закрыв тему Украины. Кремль позиционирует себя как основной игрок на сирийской сцене, готовый оказать услугу США в обмен на нужные Москве преференции.
Со стороны сирийских повстанцев в «мирном процессе» участвует главным образом три группировки Ахрар Шам, Джейш Ислам и разношерстная «Свободная сирийская армия», которая представлена лишь частью групп.
Эти группировки спонсируются в основном Турцией и Саудовской Аравией (в т.ч. арабскими союзниками саудитов – Катаром, ОАЭ и др).
Вслед за «перемирием» последовала вполне предсказуемая междоусобица среди повстанческих групп, о которой Кавказ-Центр предупреждал еще в 2014 году после образования ИГИШ.
И хотя междоусобные стычки случались и ранее, вооруженные столкновения, происходившие в последние дни в провинции Идлиб, носят совсем другой характер, как по целям, так и по последствиям.
Ряд повстанческих группировок во главе с Ахрар Шам напали на муджахидов Джабхат Фатх аш-Шам (бывшая Джабхат Нусра). В ходе боевых действий были убиты и ранены десятки человек. Ахрар Шам поддержали формирования Джейш Ислам.
Атаке подверглась также Джунд аль-Акса, которая после предыдущего нападения ахраровцев, сорвавшее наступление на кафиров в провинции Хама осенью прошлого года, присоединилась к Джабхат Фатх аш-Шам.
В ходе контратак силы Джабхат Фатх аш-Шам разгромили некоторые базы Джейш муджахиддин (одна из местных национал-демократических группировок, союзников Ахрар Шам) и взяли под контроль ряд позиций повстанческих формирований.
Посреднические усилия по прекращению кровопролития не участвующих в междоусобице групп, дают лишь временный результат, так как инициаторами стычек являются зарубежные спонсоры повстанческих формирований, использующие их в качестве инструмента своей политики.
Местные источники сообщают о расколе в Ахрар Шам. Многие повстанцы выступили против политики командования этой группировки. Часть из них вышла из состава Ахрар Шам.
На этом фоне в Идлибе предпринята еще одна попытка объединить силы муджахидов и повстанцев для противодействия альянсу куффаров, положить конец междоусобице и предотвратить влияние зарубежных сил и их политического сговора.
Несколько группировок, в том числе Джабхат Фатх аш-Шам уже объявили о вхождении в новое объединение – Тахрир аш-Шам, которое может стать одной из самых крупных в Сирии.
Среди тех, кто поддержал объединение и вошел в новую армию – исламский ученный мухаддис Шейх Абдурразак аль-Махди, а также пользующиеся авторитетом в Сирии шейхи - Муслих аль-Йани, Абу Харис аль-Мисри, Абу Тахир Хамави, Абу Юсуф Хамави и др.
О своем вхождении в новое объединение объявил вновь появившийся на сцене саудит, шейх Мухайсин, который ранее проявлял большую информационную активность, но после окружения Алеппо и неудавшегося прорыва блокады, ушедший в тень.
Новую объединенную армию – Тахрир аш-Шам, возглавил бывший амир Ахарар Шам - Абу Джабир, который, как утверждают некоторые источники, вышел из состава этой группировки по идеологическим соображениям и возглавил Джейш Ахрар. Он уже объявил о прекращении междоусобных столкновений в Идлибе. Военным амиром избран Абу Мухаммад Джауляни (Джабхат Фатх аш-Шам).
Также сообщается о выходе нескольких крупных катиб из Ахрар Шам и присоединения к Тахрир аш-Шам. Вышел из Ахрар Шам и один из руководителей подразделения по Даавату Абу Яхья аш-Шами.
К новой армии присоединяются и дают присягу десятки катиб из других повстанческих группировок, в т.ч. «Свободной сирийской армии», которые выступили против иностранного влияния, а также муджахиды-уйгуры из Восточного Туркестана, мухаджиры из Средней Азии и вооруженные подразделения курдских мусульман.
Очевидно, что создание Тахрир аш-Шам стало ответом на т.н. «мирные переговоры» в Астане, которые командование Джабхат Фатх аш-Шам и большинство повстанческих группировок назвали сговором и унижением сотен тысяч жертв мусульман Шама. Но насколько жизнеспособной окажется новая объединенная армия покажет ближайшее время.
О дальнейшей роли еще одного «игрока» в Сирии – Соединенных Штатов, сделавших ставку на курдских коммунистов и вступивших в конфликт со своим союзником по НАТО - Турцией, можно будет судить позже, когда новое руководство США начнет реализовывать свои планы по т.н. «зонам безопасности» в Сирии.
Пока же США продолжают поддерживать курдских коммунистов в боях с ИГ и вести войну против Джабхат Фатх аш-Шам. Американская авиация и беспилотники бомбят места дислокации ДФШ и проводят теракты против амиров. За последнее время уже убиты несколько командиров Джабхат Фатх аш-Шам.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр