Тонны плутония, которые Россия отказалась в дальнейшем передавать Соединенным Штатам на утилизацию, не могут быть использованы Москвой в собственных военных нуждах, поэтому у США нет оснований выполнять ультиматум президента РФ Владимира Путина. Об этом в интервью "Голосу Америки" заявил Павел Подвиг — независимый аналитик, основатель исследовательского проекта "Ядерные силы России", старший научный сотрудник Института ООН по исследованиям в области разоружения.
Издание напоминает, что Путин объявил о решении приостановить выполнение американо-российского соглашения об утилизации 34 тонн оружейного плутония, одновременно выдвинув ряд условий, не относящихся к теме ядерного разоружения и нераспространения: российский лидер потребовал от Вашингтона снять санкции и отменить закон Магницкого.
"Сложно представить себе, что США пойдут на то, чтобы обменять продолжение участия России в программе утилизации плутония на условия, перечисленные в законопроекте", — сказал аналитик, поясняя, что выдвинутые Россией условия возобновления действия соглашения нереалистичны.
"Программа утилизации плутония была важным шагом со многих точек зрения, но с точки зрения наличия плутония для военных программ, эта программа особой роли не играет, — рассказал эксперт. — Будут у России эти 34 тонны или их не будет – на общее состояние арсенала расщепляющихся оружейных материалов это влияния не окажет. Тем более, что в указе Путина и в последующих комментариях было подчеркнуто, что этот плутоний останется за пределами любого военного использования, – отметил эксперт, подчеркнув, что не понимает, почему США должны заботиться о том, чтобы Россия продолжала участвовать в соглашении.
Радио Свобода указывает со ссылкой на чиновников и экспертов, что США не склонны драматизировать решение Путина как не несущее реальной угрозы.
"Если Путин считает, что он может запугать Соединенные Штаты, он глубоко ошибается", — предупредил один из руководителей комитета по международным отношениям Конгресса демократ Эллиот Энгел.
Сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне Ричард Вайтц уверен, что в решении российского президента нет ничего, кроме пропагандистского содержимого на фоне давления, которое Вашингтон оказывает на Россию в ответ на ее агрессию.
"Мне этот шаг видится как попытка Москвы нанести упреждающий пропагандистский удар в ожидании заявления Белого дома о приостановке действия договоренности о сотрудничестве с Россией в Сирии, — заявил сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне Ричард Вайтц. — Кремль, громко оповещая об этом шаге, попросту пытается дать прессе новость, которая бы доминировала в новостном цикле. Объективно же говоря, решение о приостановке действия договоренности об утилизации плутония не возымеет реальных последствий", — сказал он, косвенно присоединяясь к мнению Подвига.
Как и его коллега, он выразил уверенность, что "требования", касающиеся выплат "репарации за ущерб, причиненный санкциями…, неприемлемы для Вашингтона". "Я предполагаю, что в Белом доме воспримут этот демарш как чисто пропагандистский шаг Москвы", — заключил он, добавив, что этот демарш Кремля означает, что на фоне сирийского разрыва между США и Россией потепления в отношениях между странами едва ли следует ожидать в ближайшее время.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр