Кибернетическая безопасность занимает все больше места среди приоритетных задач армии США. Это связано с изменившейся природой конфликтов в современном мире, а также качественными изменениями в армейской сфере в целом.
Издание Defense News пишет о том, каким образом армия США использует пилотные тренировочные программы для того, чтобы интегрировать кибероборону в структуру тактических операций. При этом отмечается, что эта сфера затрагивает как оборонительные, так и наступательные операции.
США пытаются более углубленно подойти к проблеме “кибернизирования” современных конфликтов на фоне недавних атак на электронные базы Пентагона и иных госструктур США, виновниками которых, как считают в Вашингтоне, были русские и китайцы, действующие по указанию высших органов власти своих стран.
“Зависимость армии от кибернетических структур значительно выросла, и возврата назад уже не будет”, — утверждает генерал-майор Чарли Флинн. Однако, по его словам, есть области, в которых армия все еще отстает.
“Правила, согласно которым можно действовать, и бюрократические структуры не поспевают за новыми угрозами; навыки развиваются не так быстро, как новые угрозы; уровень понимания возможностей кибернетического и информационного пространства среди командования, мягко говоря, еще довольно ограничен, и поэтому подобные вопросы еще не ассоциируются с вопросами военной мощи”, - утверждает Флинн.
Основной проблемой все еще остается поиск общего языка между киберспециалистами и представителями командования армии. Флинн считает, что в области кибербезопасности сегодня необходимо задействовать лучших из лучших, поскольку перед ними в первую очередь должна ставиться задача разъяснить военным чинам, что такое кибербезопасность и насколько она важна. Также необходимо, чтобы киберспециалисты умели говорить на языке, который был бы понятен военным.
Следующей задачей является четкая координация действий традиционных и киберподразделений. Здесь, по словам Флинна, тоже важен “общий язык”, поскольку хорошая реакция и быстрое взаимопонимание особо важны в стрессовых ситуациях и условиях высокого темпа военных операций.
Подобную проблему отмечает и специалист в области кибербезопасности, полковник Вильям “Джо” Хартман. По его словам, пилотная программа тренировок показала, что киберспециалисты и военные привыкли пользоваться разными профессиональными терминами, что создает существенные проблемы во взаимопонимании. Хартман утверждает, что преодоление такой дискоммуникации также является одной из задач учений в рамках пилотной тренировочной программы по кибербезопасности.
Программа также показала определенные проблемы с техническим оснащением, вопросами логистики и т.д. Отмечается, что именно в этом и состоит смысл пилотных учений, которые провели соответствующие подразделения армии США — тренинг позволил выявить возможные проблемы на раннем этапе. После этого уже можно разрабатывать способы их решения, принципы, которые позволят избежать соответствующих провалов и трудностей во время реальных военных действий.
Отметим, что особое внимание кибербезопасности уделяет не только США, но и весь оборонительный альянс НАТО. Например, у альянса существует свой центр, занимающийся вопросами кибернетической безопасности и отражения подобных угроз.
Нелишне отметить, что упомянутый центр располагается в Эстонии. Эта страна сама выступила с инициативой его создания. Мысли по этому поводу были высказаны еще в 2004 году — сразу после вступления Эстонии в НАТО. Однако реально функционировать центр начал только в 2008 году.
Толчком к тому, чтобы подобная военная служба все-таки была создана послужили события 2007 года, когда во время переноса бронзового истукана русского насильника и убийцы — из центра Таллинна на воинское кладбище начались русские беспорядки, которые организовала Москва.
Эти беспорядки сопровождались и массированной кибератакой против Эстонии и ее интернет-коммуникаций.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр