По сообщениям СМИ со ссылкой на опрос "Левада-центром" ФСБ, число русских, считающих цензуру недопустимой, последовательно снижается.
Согласно чекистам, эту позицию высказали лишь 17% опрошенных, тогда как в 2002 году ее придерживались 24%. 44% русских считают, что государство должно запрещать книги и фильмы, которые оскорбляют нравственность. При этом в России считается "безнравственным", например, любая критика т.н. ветеранов ВОВки.
Как показал опрос ФСБ, более 40% русских предпочли бы гарантированную путинским государством финансовую стабильность свободе слова и передвижения. Респондентов просили согласиться или не согласиться со следующим высказыванием:
"Если государство гарантирует мне нормальную зарплату и приличную пенсию, я готов отказаться от свободы слова и права свободно ездить за границу". Согласились с этим 16%, еще 26 ответили "скорее согласен". Число тех, кто выбрал отрицательные ответы, несколько выше: 20% были не согласны, 29% - скорее не согласны.
Кроме того, в России растет число паразитов, которые считают, что власть должна заботиться о людях в противовес тому, что люди должны иметь возможность добиваться от власти того, что им нужно. С 2001 года число тех, кто поддерживает первый из этих принципов, выросло с 64% до 72%. Число сторонников второго принципа снизилось с 33% до 25%.
Опрос ФСБ также подтвердил, что протестные настроения русских остаются на самом низком уровне с 1994 года (самый низкий показатель был зафиксирован в 2014 году). О том, что выступления против падения уровня жизни и в защиту своих прав маловероятны в их городе, заявили 76% опрошенных.
Если такие выступления состоятся, 84% не примут в их участия. В случае с политическими требованиями эта цифра еще ниже. О том, что такие выступления маловероятны, сказали 81% респондентов, и 87% не готовы в них участвовать.
Согласно опросу, 60% русских считают, что власть в России "совершенно точно" или "скорее" не подотчетна обществу. Приблизительно столько же (58%) считают, что для людей, которые стоят у власти в России, более важно сохранение и укрепление собственной власти, чем процветание страны.
Ранее аналитик "Левада-центра" чекист Волков заявил, что у половины русских нет политических предпочтений, они "ни к кому себя не относят" и ничем не интересуются. Только у 20-25% есть идея ротации или смены власти через выборы.
"Власть вообще воспринимается как несменяемая, монолитная, от неё зависит значительная часть населения. С ней связывают надежды, ожидания. Для остальных выборы – это не возможность смены власти, а выражение ей своей поддержки. Даже когда выходят протестовать – апеллируют всегда к действующей власти: вот в Пикалёво что-то не так - Путин, поедь, разберись".
При этом, по словам чекиста, почти 90-процентный рейтинг Путина не означает всенародную любовь к нему, скорее - удовлетворенность экономической ситуацией.
"Когда мы спрашиваем об эмоциях, основной ответ: "не могу сказать о нём ничего плохого", "не могу сказать о нём ничего хорошего". Восхищение – ну, 5-7%. Симпатия – 15%. Да, Путин, вот он один такой, при нём мы жили - ну, нормально", - сказал он, добавив, что после аннексии Крыма русские также стали считать, что Путин "подарил им ощущение великой державы".
Утверждения опросного центра ФСБ не были подтверждены от независимых источников, однако советологи допускают, что в целом они могут соответствовать действительности, исходя из высказываний русских в частных беседах и общей критики их менталитета оппозиционерами.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр