***
Hа лекции в Институте международных отношений и политических наук Вильнюсского университете американский журналист Грегори Фейфер (Gregory Feifer) рассказал о содержании своей вышедшей в Америке в начале 2014 года книги "Русские. Люди за фасадом власти" (“Russians: The People Behind the Power”):
- Даже спустя 20 лет большинство американцев считает Россию какой-то тайной. Несмотря на то, что для западного человека русские правила и поведение русских непонятны и кажутся хаотичными, однако своей цели они все же добиваются. Конечно, это не западные цели, не цели Европы. Русские ценности и мотивы поведения очень отличаются от наших.
К особенностям русского общества относятся чрезмерное пьянство и смертность среди мужчин, связанную с употреблением алкоголя, аполитичность и особая терпимость русских к неравенству в обществе, где лишь небольшая часть богатых управляет всеми ресурсами.
За пределами Москвы страна усеяна тысячами умирающих деревень, для этого не надо ехать даже в Сибирь, достаточно отъехать на 50 км от Москвы. Я посетил деревни, где живут один-два пожилых человека.
Почему они терпят такое положение? Делая репортаж об умирающих деревнях и городках, я решил поговорить с местной журналистской, которая рисковала своей карьерой, поскольку писала о невероятной коррупции и неэффективном управлении регионами.
Я спросил, осуждает ли она Путина за то, что он по сути лишил права выбирать губернаторов. Она ответила: выборы только дают возможность богатым криминальным преступникам занять власть с помощью взяток и, обеспечив себе больше рекламы.
Такое мнение я слышал от многих людей: демократия каким-то образом представляется для русских как угроза.
Также невозможно не удивляться тому, что Россия организовала самые дорогие "олимпийские игры" в Сочи, а все закупки были связаны с компаниями одного человека - друга детства Путина Аркадия Ротенберга.
Я слышал анекдот о том, как Путин объявляет программу реформ, цель программы - сделать людей богатыми и счастливыми, а далее прилагается список людей, которые должны стать такими.
Как Путин выкручивается? Отчасти, я думаю, что это происходит потому, что лидеры часто отражают то, что делает само общество. А общество действует через неформальную систему, в которой соглашения на бумаге лишь пустая формальность.
Предполагают, что Путин управлял, опираясь на негласный социальный контракт: пока стандарт прожиточного уровня рос благодаря большому количеству ресурсов, Кремль более-менее мог вести себя, как хотел.
Я не думаю, что это правда. Я сомневаюсь в том, что это объясняет власть Путина. Думаю, суть системы Путина – коррупция. Как вы знаете, взятки в России - повседневность. Если у тебя есть машина, практически неизбежно тебя будет каждый день останавливать полиция.
Избежать давать взятки я не смог. Не делать этого в России очень сложно. Однажды я был в бассейне, а в это время из моей машины украли все документы: паспорт, права, документы на машину. Чтобы сделать их, иностранцам требуется много времени.
Мне надо было как-то вернуться домой, поэтому я решил рискнуть и ехать без документов. К несчастью, я ехал на старом, потрепанном Land Rover, который привлек внимание полиции, у меня в кармане было всего 50 долларов, другие деньги также украли.
Меня остановили у первого же светофора, я отдал 50 долларов, а у второго светофора меня снова остановили! Я даже подумал, может, они что-то читают по лицу.
Из-за коррупции люди чувствуют свою уязвимость, поскольку у власти есть основание для их преследования: особенно, когда все так или иначе что-то делают нелегально. Все чувствуют себя привязанными к системе.
Русское общество склонно скрывать то, что происходит под ковром. Мы видим Путина диктатором, а на самом деле он может просто мастерски уметь менять имидж.
Я верю, что он пришел к власти, оживив русскую практику вековой давности - утаиваться все, что происходит в Кремле. Россия часто прячется за западным фасадом, однако на практике действует по-русски.
К примеру, коммунисты прятались за Маркса. Свежайшим примером блефа является президентство Медведева. Запад, подпрыгивая, обсуждал либерализацию России, следил за действиями Медведева, однако за ним всегда стоял Путин.
Путину удалось пробудить в русском обществе чувство исключительности русского народа и русской цивилизации (это "цивилизация" кровавых дикарей и массовых убийц - КЦ), и это помогает Кремлю заткнуть критику и оппозицию: их списывают, как работающую на Запад пятую колонну.
Политически это хитро. Большинство русских поддерживает эти утверждения – «о сохранении традиционных ценностей и православной церкви» (идеологическая потемкинская деревня для простаков - КЦ).
По сути Кремль и Путин принимают решения в своих личных интересах. Несмотря на санкции Запада, начав войну на Украине, он укрепил свои позиции дома, его популярность выросла до небывалых высот.
В соответствии с советской моделью российские лидеры иначе оценивают уважение. Если фото Путина показывают по CNN вместе с фото Обамы, это создает едва ли не чувство равенства.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр