Начнем с того, как Умар ибн Хаттаб относился к нововведениям в религии, а этот вопрос все еще относится к разделу Умар ибн Хаттаб и общество. В принципе мы уже много говорили о Халифате Умара ибн Хаттаба и о том, как он относился к обществу. После этого мы поговорим о Газавате, который произошел при Умаре ибн Хаттабе и на этом закончим сессию. К окончанию сессии мы поговорим о Газавате.
Люди Египта пришли к Амру бин аль-Асу, своему правителю. Правителем его назначил Умар ибн Хаттаб. Итак, они пришли к нему и сказали: "Эта река - Нил, ее воды не разливаются, пока мы не принесем жертву.
Каждый год мы приносим в жертву молодую девушку. Мы берем согласие у ее отца, платим ему, забираем девушку, наряжаем ее в лучшую одежду, надеваем лучшие украшения, a потом бросаем ее в реку". Это традиция ширка, которая существовала в Египте, они верили, что только после этого река станет полноводной, поэтому они приносили в жертву реке, девушку, чтобы ее воды разлились.
Амр бин аль-Ас сказал: "Ислам отменяет все, что было до него и вам, как мусульманам, запрещается следовать таким традициям". Он издал запрет на это. СубханAллах, это была проверка от Аллаха. Уровень воды уменьшался, и люди стали говорить: "Видите, из-за того, что мы не принесли в жертву девушку, река не наполняется". A Амр бин аль- Ас настаивал на запрете этой традиции. Но дела становились настолько плохими, уровень воды настолько упал, что люди готовы были покидать свои места, они собирались переезжать, потому что Нил был их жизнью.
В Египте выпадает недостаточное для сельского хозяйства количество дождя. Поэтому река Нил это их дорога жизни. Амр бин аль-Ас отправил письмо Амиру Правоверных. Он рассказал о традиции египтян и что он запретил ее, и объяснил, что в Исламе это Харам. В своем ответном письме Умар ибн Хаттаб сообщал, что все, что он сделал правильно и что вместе с этим письмом он посылает карточку или кусочек бумаги, и хочет, чтобы он кинул его в воду. В карточке Умар ибн Хаттаб написал:
"От раба Аллаха, Амира Правоверных Умара ибн Хаттаба реке Нил людей Египта”. Он написал письмо реке: "Если ты течешь сама по себе, тогда перестань течь, потому что ты нам больше не нужна. Но если ты течешь потому, что Аллах Единственный, кто заставляет тебя течь и разливаться, тогда мы просим Аллаха, чтобы Он заставил тебя разлиться".
Амр бин аль-Ас бросил эту карточку в Нил. В течении одного дня река Нил поднялась на шестнадцать дирар, (дирар это единица измерения). Получив письмо от Амира Правоверных, в пределах одного дня она поднялась на 16 дирар. Очевидно, что Умар ибн Хаттаб был не только Амиром Правоверных, но и Амиром рек. Эта история упоминается Ибн Касиром (рахматуЛЛах) в "аль-Бидая уа Нихая". Так Умар ибн Хаттаб остановил эту ужасную традицию жертвоприношения, этот ширк, который Аллах Азза Уа Джаль сделал харам (запретным).
Когда Умар ибн Хаттаб поцеловал черный камень, он сказал: "Я знаю, что ты камень, который не может причинить ни зла, ни добра, и если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не целовал бы тебя, я бы этого не делал". Ат-Табари сказал, что причиной, почему Умар ибн Хаттаб сказал это, является то, что в Исламе было много новых людей, которые были близки к устоям джахилии, когда целовали камни, поэтому он хотел быть уверенным, что они не вернутся к джахилии и что они поймут причину, по которой он целовал Черный Камень.
Так как это высказывание Умара приводится у Бухари, ибн Хаджар прокомментировал его так: "Это очень важный принцип, который показывает тот факт, что мы покорны Аллаху и следуем путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунне, даже если нам не дано постичь ту мудрость, которая заключена в ней". Умар ибн Хаттаб говорит: ты камень, ты не приносишь ни зла ни добра, и причина по которой я тебя целую не в том, что я должен это делать, а в том, что это делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И ты делай это, а вопросы будешь задавать позже.
Если ты хочешь знать мудрость, пожалуйста, иди и ищи мудрость, но ты должен это делать, даже если ты не знаешь той мудрости, которая заключена в этом. Это и есть высшая степень покорности. Ты покоряешься Аллаху, если даже тебе кажется, что в этом нет смысла, если даже ты не понимаешь этого, если даже ты не согласен с этим, если даже тебе не нравится это, но ты делаешь это, потому что Аллах хочет чтобы ты делал это и потому, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал это.
На самом деле во время Хаджа совершается многое без знания мудрости, заключенной в этих деяниях и, может быть, именно в этом причина особенности Хаджа, потому что Хадж это действительно высшая степень покорности Аллаху. Вы делаете это, но вы не знаете в чем мудрость этого, но вы делаете это, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал это и потому что Ибрагим, алейхи салям, делал это до него.
Мы обходим Дом семь раз, почему мы обходим Каабу? Сегодня мы можем дать замечательные объяснения этому. Что мы идем против часовой стрелки потому, что в этом направлении вращаются планеты, это правда. Мы видим, что все движения во вселенной происходят против часовой стрелки. Единственный, кто допустил ошибку это тот, кто изобрел часы. Он сделал их движение по часовой стрелке. Чтобы быть в гармонии со всей вселенной они должны были ходить против часовой стрелки. Это показывает нам, что фитра человека ошибается, даже у изобретателя часов.
Если бы изобретатель часов был мусульманином, он сделал бы их направление правильным. Во вселенной все движется против часовой стрелки, и мы обходим Каабу против часовой стрелки. Но почему мы делаем это семь раз? Между прочим, сподвижники не знали объяснение. Они не знали, что планеты движутся против часовой стрелки, они шли в том направлении, как это делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Почему семь раз? Почему не десять или шесть раз? Почему семь? Вы бегаете вниз и вверх Саффы и Марвы просто потому, что так делала Хаджр. Почему Арафа самый великий день? Почему Арафа? Арафа - это брошенная земля, это пустой участок земли и это самый великий день Хаджа, и мы стоим на пустой земле! Над землей, это как будто еще один участок земли. Нет разницы. Что особого в Мине? Что особенного в Муздалифе? Почему вы делаете все то, что делаете в Хадже? Просто потому, что Аллах предписал нам делать это, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал это.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил сподвижникам: “Придерживайтесь со мной этих ритуалов, потому что вы следуете своему отцу Ибрагиму”. Это наследие, которое Ибрагим оставил после себя. Целовать Черный камень это то же самое. Какая мудрость в том, чтобы целовать Черный камень? Быть приверженцем и быть покорным. Покорность - вот в чем смысл. Быть покорным Аллаху Азза Уа Джаль, делать то, что Он предписал нам.
Умар ибн Хаттаб очень хорошо осознавал тенденцию человека уходить в сторону, поэтому Ислам строго следит за тем, чтобы люди следовали правильным путем. Знаете, иногда некоторые братья жалуются, когда слышат слово бидъа (нововведение). Они говорят, что им на все говорят бидъа, это бидъа и то бидъа - оставьте нас в покое. Не говорите нам, что все бидъа, бидъа, бидъа, бидъа... Ислам не усложняет вам жизнь и не говорит, что все бидъа, не делай это, не делай то, но в этих ограничениях есть мудрость, потому что шайтан всегда рядом и он хочет, чтобы вы оступились.
Все, что шайтан хочет сначала, это то, чтобы вы отклонились от прямого пути на очень маленький угол, хоть на один градус. У вас прямая линия, а шайтан заставит вас отклониться от нее на один градус. Если вы начертите линию с углом в один градус, которая будет выходить из другой линии, эти две линии будет нелегко различить. Они очень близки друг другу, угол настолько мал. Но, если вы будете продолжать идти по ней, то она будет дальше и дальше, и дальше, и дальше, пока они не станут очень далеки друг от друга. Так, шайтан начинает с того, что отклоняет вас всего на один шаг от прямого пути, а после этого он выстраивает козни, так шайтан превращает людей в идолопоклонников?
После Нуха были верующие. Они следовали посланию Нуха, все другие погибли, а верующие остались. Когда самый праведный из них умер, шайтан пришел к ним и сказал: “Почему бы вам не поставить памятник, который напоминал бы вам ас-Салихин (праведников)? Потому что вам следует помнить ас-Салихин. Почему не поставить памятник этому праведному человеку, это хорошее дело. Вы будете видеть этот памятник, и будете помнить этого хорошего человека”. Им понравилась эта идея: “Это хорошая идея”. Эти люди поставили памятники, чтобы они напоминали им об этих благочестивых людях прошлого.
Потом потихоньку, потихоньку шайтан начал менять их умы так, чтобы они начали испрашивать помощи у этих памятников: “Эти люди праведные, попроси их, чтобы они выполнили твою просьбу”. После этого он превратил их в идолов, которым они поклонялись, поклонялись кому-то помимо Аллаха. Этот процесс протекал, возможно, столетия. Шайтан делал это медленно, но уверенно. Итак, Ислам закрыл эти ворота, наложил ограничения и Умар ибн Хаттаб хотел быть уверенным, что во время его правления никаких отклонений не случится.
Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел под кедровым деревом (по арабски - это дерево называется шаджарат ридуан). Он принимал клятву на верность от сподвижников перед сражением. Предыстория этого такова, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сделать Умру, но Курайшиты мешали ему. Он послал Усмана ибн Аффана в Мекку на встречу с лидерами Мекки, и что произошло? Он не вернулся вовремя назад. Поэтому прошли слухи, что Курайшиты убили Усмана.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал сподвижников и сказал им: "Принесите мне клятву на верность". Что это была за клятва? Клятва на смерть. Мы клянемся умереть. Мы собираемся отомстить за смерть Усмана ибн Аффана и клянемся умереть. Позже выяснилось, что это были слухи, но этот момент очень важен в истории Ислама, эта клятва была названа "Клятва ридуан". Почему ридуан? Ридуан означает удовольствие, потому что Аллах Азза Уа Джаль был доволен этой клятвой. Он был доволен теми, кто дал эту клятву и Аллах упоминает об этом в суре Фатх:
“Аллах доволен теми, кто присягнул на верность под деревом”.
Это было дерево ридуан. Во времена Умара ибн Хаттаба это дерево стало реликтовым. Люди приходят и молятся у этого дерева, чтобы получить баракат от этого особого места. Оно является особой исторической площадкой для Ислама. Именно здесь была дана клятва, поэтому это особое историческое место.
Что сделал Умар ибн Хаттаб? Он спилил это дерево. Он спилил его. Вы, может быть, расстроитесь, так как вы бы хотели посетить это дерево и увидеть своими глазами, где сидел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и сподвижники, но Умару ибн Хаттабу это не нравилось, поэтому он спилил его. Почему? Потому что Умар ибн Хаттаб, Рады Аллаху Анху, не хотел, чтобы это дерево стало объектом поклонения. Он не хотел, чтобы это дерево стало объектом бараката, чтобы люди приходили и искали баракат от этого дерева. Это дерево, оно не приносит ни вреда, ни пользы, даже если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел под ним, от этого нет никакой разницы. Я спилю его.
Умар ибн Хаттаб был далеко не сентиментальным человеком. У Умара ибн Хаттаба логика, здравый смысл и ум преобладали над эмоциями. У сподвижников были большие чувства к этому месту, потому что они были там. Они были теми, кто принес клятву Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умар тоже был одним из них. Поэтому у них была очень сильная эмоциональная привязанность к этому месту. Оно было чудесной памятью о байате (присяга) ар-ридуан, но Умар ибн Хаттаб не думал об этом. Он думал о последствиях, о будущем, поэтому он спилил это дерево.
В другом случае он увидел, как мужчины молились в определенном месте. Умар ибн Хаттаб спросил: "Почему вы молитесь здесь?" Они ответили: "Потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился здесь". Он сказал: "Когда приходит время для молитвы, молитесь где угодно, или пропустите молитву". Затем он добавил: “Что испортило людей до вас так это то, что они стали принимать места своих Пророков за места поклонения”. Места, где молились Пророки или где умерли Пророки, они принимали за места поклонения. Это испортило их.
Вот как было с могилой Данияла. Даниял - Даниэль в Библии, это Пророк, о котором не упоминается ни в Коране, ни в Сунне. У нас нет никакого текстуального подтверждения, что он был пророком. В арабском, на него ссылаются как Даниял. Однако в Библии, Даниэль это пророк и есть книга Даниэля, в ней говорится о событиях конца света. Рассказ о смутах, христиане приписывают Даниэлю. Его могила или то, что люди считают его могилой, была вскрыта. Мусульмане посчитали его действительно Пророком потому, что они увидели, что земля не повредила его тело. Мусульмане открыли землю Тастур во времена Умара ибн Хаттаба, именно тогда наводнение вскрыло могилу Даниэля. И они увидели, что на его теле нет и царапинки. А мы знаем, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Поистине, Аллах запретил земле, поглощать тело Пророков (Анбия).”
Они сказали, что этот человек, вероятней всего, пророк, потому что он умер сотни лет назад, а его тело осталось нетронутым. Им пришлось перезахоронить его. Умар ибн Хаттаб отправил письмо, смотрите, как он заботился о последствиях этого. В письме Умар ибн Хаттаб, Рады Аллаху Анху, говорил, что он хочет, чтобы в дневное время вырыли тринадцать могил в разных местах, а потом ночью похоронили Данияла, чтобы никто не видел, и засыпали все могилы сразу. Почему Умар ибн Хаттаб сделал так? Чтобы запутать людей, чтобы они не могли определить, какая из могил его. Выройте тринадцать могил в течение дня так, чтобы люди знали место. Ночью похороните и засыпьте все могилы, чтобы люди не знали, какая из них могила Данияла. Почему? Потому что он не хотел, чтобы люди поклонялись могиле.
Случай с Халидом ибн Уалидом.
Умар ибн Хаттаб уволил его. Того, кто был одним из первых в Халифате. Халид ибн Уалид сдал все свои полномочия как военачальника и стал сразу и неожиданно простым солдатом. Люди удивлялись, почему Умар ибн Хаттаб сделал это? Халид ибн Уалид был таким впечатляющим лидером. Халид ибн Уалид, дорогие братья и сестры, никогда в своей жизни не проигрывал бой, ни в Исламе, ни в Джахилии. Любое сражение, которое он вел в Исламе или до него, он выигрывал. Он никогда не проигрывал, у него было умение, о котором мы говорили, в лекциях об Абу Бакре ас-Сиддике. Он был как шторм, который ходит кругом от одних земель к другим, и о нем говорили: “Он не спал и не давал спать никому”. Он не спал сам и не давал спать ни друзьям, ни врагам. Он был как ураган. Он так быстро передвигался от одного поля битвы к другому, что это приводило в бешенство его врагов. Они пытались захватить его, вот он здесь, хорошо, но его уже нет, он уже где-то. Он сводил с ума своих врагов.
Когда Мусульмане посылали срочные послания Абу Бакру и Умару ибн Хаттабу, чтобы они прислали подкрепление в Шам, Абу Бакр послал письмо Халиду ибн Уалиду, который был в Ираке, говоря, чтобы он помог Мусульманам в Шаме. Теперь Римляне защищены, у них по всей дороге от Ирака до Шама были введены гарнизоны. Неожиданно, из ниоткуда Халид ибн Уалид и Мусульманская армия появились посреди Шама. Римляне сказали: "Откуда он появился?" Все дороги защищены гарнизонами. Халид ибн Валид прошел через пустыню, через которую никто никогда до него не проходил. Это было впервые, когда армия прошла через эту пустыню и неожиданно появилась в центре Шама, обойдя все римские посты охраны. А сейчас Умар ибн Хаттаб уволил его.
Итак, Умар ибн Хаттаб сказал: “Я уволил Халида ибн Уалида не потому что я зол на него, или потому, что он не оправдал доверие, причина в людях, в том, что он становился фитной для людей, и я хотел, чтобы люди знали, что это Аллах дает им победу, а люди приписывают победу таким, как Халид ибн Уалид.” Люди говорили: “Это Халид приносит нам победу. Он единственный, кто добивается победы”. Умар ибн Хаттаб сказал, что Халид становится фитной для людей. Они приписывают все ему. Тогда как все это, должно приписываться только Аллаху Азза Уа Джаль. Так, Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы люди знали, что победа приходит только от Аллаха и что победа будет, если даже кто-то другой примет на себя ответственность, и это правда. Мусульмане продолжали побеждать.
Умар ибн Хаттаб сражался против ложных идей и предположений. Он увидел некоторых мужчин, которые возвращались из Йемена и они относились к людям, которые, как мы говорили, ничего не делали, просто ленились. Умар спросил: "Кто они?" Ему сказали: "Это мутауаккилюн, те, у которых есть тауаккуль аля Аллах (упование на Аллаха), поэтому они не работают". У них тауаккуль, поэтому они не работают. У них упование на Аллаха. Умар ибн Хаттаб подошел к ним с палкой и сказал: “Они те, кто зависимы, мутауаккиль это тот, кто сеет зерна, а потом уповает на Аллаха”. Вы сначала сеете семена, а потом оставляете результат Аллаху Азза Уа Джаль.
Умар ибн Хаттаб не хотел иметь дело с опухолью общества, он хотел, чтобы люди работали и были продуктивными. К Умару ибн Хаттабу пришел человек, который думал, что он доставил хорошую новость ему. Он сказал: "Мы пришли из ал-Мадаян с хорошей новостью для Умара ибн Хаттаба, мы заняли ал-Мадаян". Ал-Мадаян это столица Персии. Он также сказал: "Мы нашли там книгу с замечательными словами. В этой книге так много мудрости".
Умар ибн Хаттаб спросил: "Эти слова из книги Аллаха?" Он ответил: "Нет". Умар ибн Хаттаб начал бить его палкой. Братья и сестры, не думайте, что палка была огромной, она была маленькой, чисто символической. Это не физическое избиение, оно имело символическое значение. Так, он бил людей. Я не хочу, чтобы у вас было неправильное впечатление, когда я говорю, что Умар ибн Хаттаб суровый, я не призываю вас быть суровыми людьми и действовать как Умар ибн Хаттаб. Это была шадда (жесткость) в нужном месте. Эта жесткость была проявлена нужным образом в нужном месте. Умар ибн Хаттаб принял ответственность в то время, когда Умма нуждалась в этом. Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такое поведение было бы неприемлемым, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был мягким и сочувствующим. Вследствие того, что это было время дауата, людей надо было привлекать. Аллах сказал:
"Если бы ты был бы суровым и жестким, люди отвернулись бы от тебя".
Но Умар ибн Хаттаб стал Халифом во времена, когда мир открывался Мусульманам. Поэтому существовала потенциальная огромная проблема. Мусульмане становились привязанными к дунья, их сердца становились жадными. Поэтому им был необходим кто-то суровый и твердый, чтобы держать их на прямом пути. Итак, Умар ибн Хаттаб бил своей палкой этого мужчину и цитировал первые три аята суры Йусуф:
“Алиф. Лам. Ра. Это – аяты ясного Писания. Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его. Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом”. (сура Йусуф, 1-3 аяты)
Почему ты прибегаешь к другому источнику, другой книги мудрости? Затем он сказал этому человеку: "Народы до вас пропали потому, что они изучали книги своих ученых, и оставили Таурат (тору) и Инджиль (евангелие), пока Таурат и Инджиль не стали частью далекого прошлого”. Вот тогда и пропали эти народы. Такое, к сожалению, случается сейчас часто. Люди изучают высказывания ученых и не знают даже ни одного аята из Корана и ни одного хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а какое оправдание? Брат, у меня нет Ильма (знаний), чтобы изучать Коран или Сунну. Это дело ученых. Как будто книга Аллаха зашифрована и нужен ключ к шифру, нужен кто-то, кто расшифрует ее. Аллах ниспослал книгу, которая ясная, Аллах сказал, что это ясная Книга. И Аллах говорит:
“Неужели они не размышляют о значении Корана? Или их сердца запечатаны?” (с.47, а.24)
Этот аят говорит с вами. Он говорит не только с учеными, он говорит, что вы должны рассуждать о значениях Корана. Если вы не ученый, то вам не позволено делать Тафсир (толкование) Корана, но вы должны рассуждать о смысле Корана. А это две разные вещи. Размышление и обдумывание отличаются от Тафсира. Когда вы делаете Тафсир, вы получаете ахкамы (постановления). Вы говорите, что Фикх Корана учит, что надо делать, а чего не надо делать. Это то, что остаётся на ответственности ученых, у которых есть способность и средства для Тафсира. Коран говорит, что необходимо размышлять о значениях аятов, обдумывать их применение к себе, помнить об Аллахе Азза Уа Джаль, думать о жизни после смерти. Размышлять над рассказами прошлого, вот что каждый, каждый из нас должен делать, а без этого Аллах Азза Уа Джаль говорит, что ваши сердца запечатаны.
Вы скажете, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил на неизвестном языке? На каком языке говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он говорил ясными терминами. Его понимал неграмотный бедуин. Простолюдин, который пришел прямо из пустыни, понимал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а вы не понимаете? Между вами и Кораном и Хадисами стоит шайтан. Вот и все, вот в чем дело.
Я не говорю, чтобы вы не учились у ученых и не учили то, что они говорят, потому что необходимо чтобы ученые понимали Ахкамы. Чтобы знать Ахкамы, чтобы получать постановления, вы должны учиться у ученых. Но нельзя пренебрегать Кораном и Хадисами и только изучать мнения ученых, фикх, и забросить книгу Аллаха, и забросить Хадисы, вот о чем предупреждал Умар ибн Хаттаб. Они следовали своим раввинам, своим священникам и забыли Тору и Евангелие. Например, среди евреев в наше время Талмуд популярнее, чем Тора. А среди христиан, например католиков, слова попа важнее чем то, что написано в Библии.
Доказательства (далили) и руководство (худа) находятся в Книге Аллаха и в Хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, вы не знаете наверняка, находятся ли эти ученые на верном пути или нет. Но у вас не может быть сомнений относительно аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я имею в виду, не считайте, что каждый ученый является праведным человеком. Мунафики (лицемеры) есть среди всех категорий мусульман, в любой профессии. Есть мусульмане врачи, которые мунафики, есть мусульмане инженеры, которые мунафики, есть мусульмане ученые, которые являются мунафиками. Никто не защищен от этого.
Что случилось с Евреями и Христианами? Их ввели в заблуждение и обманули те, кто, как предполагалось, были наиболее образованными среди них. Всякая отступническая секта в Исламе, между прочим, не была организована неграмотными людьми. Каждая отступническая секта в Исламе была основана и поддерживалась учеными. Все эти секты. Ни одна из этих семидесяти трех сект, о которых говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал, что семьдесят две из них попадут в Огонь Ада, ни одну из них не поддерживали неграмотные, ни одну из них не создали неграмотные люди, так как у них были знания.
Отсюда, если вы хотите узнать, на правильном ли пути тот или иной ученый, проверяйте их высказывания и сверяйте их с Книгой Аллаха и Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому я всегда говорю братьям и сестрам, если вы хотите учиться, если вы хотите стать образованными в Исламе, читайте неоднократно Коран и книгу хадисов. Кто сказал, что вы не можете прочитать книгу хадисов Бухари? Кто сказал, что вы не можете прочитать Рияду ас-Салихин или Сахих Муслима? Есть ли в этом колдовство, которое препятствует, чтобы вы открыли эти книги? Что только тот человек, у которого есть особая защита, может их читать? Читайте книги с чистым мнением. Чистое мнение людей, которые с вами до конца своих дней.
Ибн Аббас Рады Аллаху Анху говорил табиинам: "Я говорю вам Аллах сказал, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, а вы говорите мне Абу Бакр сказал и Умар сказал". Ибн Аббас сильно сердился на людей, потому что они ссылались на Абу Бакра и Умара, а не на Аллаха и Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А что происходит сегодня? Мы ссылаемся на фулян, фулян и фулян (такого-то, такого-то и такого-то).
Пожалуйста, не принимайте эти слова так, что я уменьшаю значение ученых. Нет, ученые это лидеры Уммы, у них следует учиться, но вы, как мусульманин, у которого смышлёный ум, вы не безрассудны, правда? Я надеюсь, что вы рассудительны и разумны и что этого достаточно, чтобы вы имели доступ к книге Аллаха Азза Уа Джаль и хадисам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просто будьте уверены, что вы не даете Фатуа. Убедитесь, что вы не даете Фатуа, вот в чем дело.
Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху очень заботился о состоянии ибадата (поклонения). Когда он умирал, он сказал: "То, о чем я тревожусь больше всего, это ваша молитва. Если вы позаботитесь о ней, то Аллах позаботится о вашей Религии, а если вы будете пренебрегать ею, вашей религией тоже пренебрегут. Так начните с молитвы".
На самом деле в хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: "В День Суда, первое, на что ангелы посмотрят в книге ваших дел, будет молитва”. Если молитва выполнена полностью, тогда ангелы переходят к другой странице. Если нет, тогда ангелы смотрят на дополнительные молитвы, могут ли они заполнить недостающие обязательные молитвы, если там нет молитв, они больше не смотрят в книгу ваших дел. Ваш ахляк (нрав) или амаль (дела) это предпосылка к молитве. Молитва самая важная, она столп религии.
Мы говорим о молитве, обо всем, что связано с молитвой. Мы говорим о необходимости делать молитву, делать ее в положенное время, коллективная молитва, находится в хушуа (смирение), правильно брать вуду (омовение), учить этому своих детей, все это входит в понятие молитва. Молитва это система, а не просто отдельное действие. В самой молитве уже есть хушуа (смирение).
Абдуллах ибн Умар сказал: “Я молился за Умаром ибн Хаттабом и я услышал, как он плачет, а я был на третьей линии молитвы”. У него было много хушуа в молитве.
Однажды Умар ибн Хаттаб увидел мужчину, который много ерзал совершая молитву. Знаете, есть люди, которые до молитвы спокойны, а как только они скажут Аллаху Акбар, они неожиданно начинают почесывать свои руки, и их руки не находятся на месте. Это не харам шевелиться во время молитвы, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тоже шевелился во время молитвы.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открывал дверь во время молитвы, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, держал ребенка во время молитвы, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, толкал свою жену во время молитвы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, действительно шевелился во время молитвы, но его движения были оправданными, на это была причина. Что мы не должны делать во время молитвы, так это быть гиперактивными. Дело не в том, что вы шевелитесь, шевеление это реакция организма. Когда Умар ибн Хаттаб увидел, что этот мужчина слишком много шевелится во время молитвы, он сказал: "Если бы у него было хушуа в сердце, у его тела тоже было бы хушуа.”
Однажды, СубханаЛЛах, я молился за таким вот братом в Хараме. У меня были большие трудности во время молитвы. Я никогда в своей жизни не видел человека, который бы так много шевелился во время молитвы. Это было невероятно. Это была молитва Зухр или Аср и мы молились на улице на солнце. Некоторые люди молились в обуви, некоторые босыми. Вначале он молился в обуви, потом, я не знаю, по какой причине, он в середине молитвы передумал и снял обувь. Через короткое время он опять надел обувь. Затем он посмотрел на свои часы, положил руки в карманы, высморкался, ну хорошо, если у тебя аллергия или простуда, ты можешь высморкаться, прекрасно, но затем он стал ковырять пальцем в носу, а его голова все время вращалась.
У меня не было хушуа, я имею ввиду, когда рядом с тобой такой вертлявый человек, ты не можешь сконцентрироваться на азкарах молитвы, когда он производит такие движения. У вас не может быть два сердца в груди - оно только одно. В одно и тоже время фокусироваться можно только на одном. Поэтому сегодня платят штраф в тридцать фунтов за разговор по мобильному телефону во время вождения. Одновременно невозможно сконцентрироваться на двух вещах. Если только эти дела не занимают разные секунды, поэтому он сказал: "Если бы у него было хушуа в сердце, у его тела тоже было бы хушуа".
Умар ибн Хаттаб был человеком Дуа. Передается, что, когда приходила новость, что армия задерживается, он делал Кунут Дуа, и когда армия возвращалась не вовремя, он тоже делал Кунут Дуа. Он был очень заботливым, он очень заботился о состоянии Уммы особенно Гъазуа (сражение), об этом он очень заботился. Гъазуа (сражение) и финансовое состояние мусульман.
Передается, что имея такой хушуа, он проснулся однажды на молитву Тахаджуд, но он не смог сосредоточиться на молитве, он пошел спать, но не смог заснуть. Он сказал: “когда я молился, я не мог молиться, когда я хотел поспать, я не смог заснуть”. Его спросили: "Почему?" Он ответил: "Потому что я волновался за своих людей". Он так много думал о мусульманах, что не мог молиться и спать. Он очень переживал за Умму. Мы просим Аллаха Азза Уа Джаль, чтобы он дал нам лидеров, которые бы так заботились о мусульманах, которые бы так заботились об Умме.
Умма в наши дни похожа на стадо без пастуха, окруженная волками со всех сторон.
Ибн Теймия сказал: “Он делал дуа за муджахидов в своей молитве, и он делал дуа Кунут за это, а когда он воевал против людей писания, он делал дуа против людей писания, он говорил: “О Аллах! Уничтожь неверующих среди людей писания”. Это было, когда он воевал против Римской Империи. Он обычно делал Кунут против них в фард намазе в Фаджр, Зухр, Аср, Магъриб и Иша. Он делал Дуа против людей писания”.
В джума (пятничный намаз), Халиф хотел, чтобы люди не опаздывали. Однажды, он начал хутбу и в мечеть пришел Усман ибн Аффан. Умар ибн Хаттаб остановил хутбу и перед всеми сказал: "Разве сейчас надо было прийти?" Усман ибн Аффан, Рады Аллаху Анху сказал: "Я был очень занят и только что пришел домой, взял омовение и пришел сюда". Он сказал: "Ты мне говоришь, что ты взял только омовение, тогда когда ты знаешь, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, чтобы вы брали Гусль (полное омовение)?"
Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы люди не опаздывали и следовали сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Не опаздывайте на салатуль Джума (пятничный намаз), вы должны быть там до того, как имам начнет Хутбу. Умар ибн Хаттаб, хотя считал, что его жены не должны молиться в мечети, но он не запрещал им из-за хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Не запрещайте женщинам, слугам Аллаха, молиться в Доме Аллаха”.
Он сказал своей жене, что она знает его мнение, но она ответила: "Я не перестану ходить в мечеть до тех пор, пока ты не скажешь мне не ходить туда".Она знала, что он не скажет этого и она продолжала молиться в мечети. У Бухари мы найдем, что, когда его ранили на утренней молитве, она была в мечети. Когда на него напали во время молитвы салятуль Фаджр (утренний намаз), она была в мечети, и они продолжили молиться, пока он не умер в мечети. Он ей не мешал.
Здесь я хочу сделать комментарий. В те дни правильно было говорить женщинам, чтобы они молились дома, потому что в Медине они могли получить пользу дома, на улице, в мечети. Я имею ввиду, что все это было Исламское Общество. В наши дни, те братья, которые не хотят, чтобы их жены ходили в мечеть, и говорят им свое желание, прежде всего, должны сказать им, что это ваше желание, но вы не можете запрещать им. У вас нет на это права. Потому что есть Хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:"Не запрещайте им ходить в мечеть".
Если они согласны с вашим желанием остаться дома, вы должны нести ответственность, вы должны предоставить им альтернативу. Вы должны обеспечить их всем, что они могут получить в мечети. Вы не можете просто сказать своей жене или дочери, оставаться и молиться дома, и оставлять их дома с телевизором вместо шейха. Вы должны предложить им альтернативу.
Запрещать женщинам сегодня ходить в мечеть, в которой есть Ильм (знания) или исламская активность, где они могут учиться, не мудрая идея, если вы не предоставите им взамен жизнеспособную Исламскую программу.
Итак, эти рекомендации, которые даются мной, относятся к пользе, если есть польза в посещении мечети. Потому что сейчас, не во всех мечетях есть польза, мы только делаем намаз и уходим. Сегодня мечети мертвые. Сегодня, как вы только закончили молитву, перед вами охранники размахивают ключами. Время уходить, брат. Время уходить. И он трясет ключами и выключает свет, елла, елла (давай, давай) уходи. Мечеть мертвая… Но если там наблюдается какая-то активность, приобретается Ильм (знания), что-то, что принесет пользу нашим сестрам мусульманкам, тогда им следует ходить в мечеть и вам следует вдохновлять их на это.
Нет смысла в том, чтобы разрешать им ходить куда угодно, но не в мечеть. Ты можешь ходить в школу, в университет, за покупками, туда, сюда, можешь навещать своих родителей, но тебе нельзя ходить в мечеть. Сегодня мечеть для мужчин. Братья, я думаю, что вам следует сделать Такбир за сестер, сделайте Такбир. (братья с аудитории сделали 5 кратный Такбир). Надеюсь, что сестры очень счастливы тому, что впервые мы получили пять Такбиров. Эти братья, должно быть, чемпионы по правам женщин, машаЛЛах, джазакуму Ллаху хъейран братья. Я уверен, что это не тот случай, когда вы просто холостяки и пытаетесь составить хорошую репутацию о себе.
Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху, иногда ходил к своему другу Абу Мусе аль-Ашари. Они были друзьями, сподвижниками. Братья, если у вас никогда не было братства, знайте, это такая вещь, которую нельзя описать словами, аль ахъуа фиЛЛях, братство во имя Аллаха. Это такая чудесная благодать от Аллаха в этом мире, что ее невозможно описать словами, это благодать прямо из Рая. У этих сподвижников было братство. И это братство не какие-то обычные отношения. Обычно это отношения, которые вырабатываются, если вы вместе проходите через трудности. У сподвижников оно было, потому что они прошли пытки вместе. Они вместе сражались в траншеях. Они вместе испытывали голод.
Вы помните рассказ, как однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дому и встретил Абу Бакра. Он спросил его: "Почему ты гуляешь в такой поздний час?" Абу Бакр ответил: "О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я голоден и я вышел на поиски еды".Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я вышел по той же причине". Затем они встретили Умара ибн Хаттаба, у которого была та же причина. Так они страдали вместе. Вот как сложились их тесные отношения. Особые отношения между ними сложились также благодаря битвам, в которых они участвовали как солдаты. Такие отношения складываются даже между солдатами немусульманами. Знаете, опыт совместного переживания в моменты опасности создает особую связь. Кроме всего этого, у них было братство во имя Аллаха. Знаете, не только опыт совместной борьбы, но также любовь во имя Аллаха, иман, одни цели в жизни, работа ради общего дела, их отношения были очень тесными. Очень тесными.
Иногда Умар ибн Хаттаб приходил к Абу Мусе аль-Ашари и говорил: "Абу Муса, прочти для нас". Абу Муса аль-Ашари цитировал аят из Корана и они все плакали. Они плакали все вместе. Однажды слуга Усейд, он же его раб, сказал:“Умар ибн Хаттаб, бывало, патрулировал ночью”, он рассказывал об его патрулировании в ночь следующего дня иншаЛЛаху Тааля, про его ночные патрулирования. Он ходил в мечеть и не разрешал оставаться там никому, кроме тех, кто молился. Он не хотел, чтобы люди торчали в мечети после ночной молитвы. После ночной молитвы вам следует возвращаться домой, если только вы не молитесь. Не надо сидеть в мечети, разговаривая.
Он обходил мечеть и увидел в мечети братьев. Он спросил: "Кто они?" Ему ответили: "Твоя семья". На самом деле среди них не было никого из родственников Умара. Это были его близкие сподвижники, его братья. Он сказал твои братья, я имею ввиду твоя семья. Он сел с ними и спросил: "Почему вы остались после намаза?" Они ответили: "Мы сидим и поминаем Аллаха". Он сел с ними. Когда он узнал, что они делают зикр Аллаху, он сел с ними и затем сказал сидящему рядом с ним: "Сделай Дуа за нас". Этот человек стал делать Дуа. Затем Умар ибн Хаттаб стал просить каждого сделать Дуа за группу, все сказали Амин. Потом он сказал сделать Дуа своему слуге (рабу), а я был последним перед ним. Он сказал: "Я не могу разговаривать, и он трясся". Этот человек был необразованным, он не привык говорить перед людьми и он не знал, что сказать. Он не мог говорить. Умар ибн Хаттаб сказал ему: "Скажи что-нибудь, скажи о Аллах, прости нас. О Аллах! Смилуйся над нами”. Просто скажи что-нибудь, сделай Дуа за нас. Необязательно говорить длинное, сложное Дуа, которое надо запоминать из книги, скажи что-нибудь, сделай Дуа. Он повторил эти слова. Затем настала очередь Умара ибн Хаттаба делать Дуа. И он сделал Дуа и он был одним из нас, кто больше всех плакал. Затем он сказал: "Теперь все идите домой".
Как сказал Умар, делайте любое Дуа. Если вы были в Хадже или Умре, вы видели людей совершающих Тауаф (обход вокруг Каабы), читающих буклеты с Дуа. Там приводятся Дуа, которые следует делать в первом Тауафе, во втором, третьем, четвертом, кроме этого есть книга для Саффы и Марвы, есть книги на любой случай. Люди читают эти книги, натыкаются на людей, потому что не видят, куда идут. Я имею ввиду, это люди, которые должны заплатить тридцать фунтов штрафа, они наталкиваются на каждого, причиняя опасность трафика, потому что они настолько сосредоточены на книге Дуа. Они причиняют вред Мусульманам в Тауафе.
Один брат рассказывал мне, что он читал книгу ХАДЖА, в которой автор повторял снова и снова: “Не причиняйте вреда мусульманам, не причиняйте вреда мусульманам, не причиняйте вреда мусульманам”. Не приносите им трудности, потому что вы хотите дочитать книгу. Возможно, что человек не понимает Дуа, написанное в книге потому, что они написаны по арабски, а он не знает арабского языка. Многие арабы читают это Дуа и, возможно, не понимают их. Из-за этого у них нет хушуа (смиренности) и у всех вокруг них из-за этого проблемы, это не Дуа. Делайте любое Дуа, разве вы не можете сказать: "О Аллах, прости меня"? Разве вы не можете сказать: "О Аллах, смилуйся надо мной"? Разве вы не можете сказать: "О Аллах, награди меня Раем"? Любой может сказать это.
Если эта книга Дуа не написана Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, почему вы обязаны читать ее? Ее желательно читать, но можно не до конца. Аллах не хочет слышать от вас Дуа, которое вы не понимаете.Как Аллах сможет ответить на ваше Дуа, если вы сами не знаете, о чем просите? Знаете, субханаЛЛах, в этом нет никакого смысла. Смысл Дуа состоит в том, чтобы ваше сердце и ваши слова были взаимосвязаны, когда вы делаете Дуа и у вас должно быть хушуа, и вам следует быть смиренным и просить Аллаха и умолять Аллаха принять ваше Дуа. Когда вы настойчивы во время Дуа, тогда Дуа принимается. Настойчивость означает, что вы снова и снова повторяете просьбу с энтузиазмом, с целеустремленностью и со смирением умоляете Аллаха выполнить вашу просьбу. Значит, вы можете делать любой зикр, любое Дуа, оно не обязательно должно быть из книги.
Хадж:
Умар ибн Хаттаб переживал за тех мусульман, которые не совершали Хадж. Он говорил: “Я размышлял и решил послать людей в разные мусульманские страны, чтобы проверить, кто из мусульман, имея возможность совершить Хадж, не делает его, для того чтобы они заплатили джизью, потому что они не мусульмане! Они не мусульмане! Они не мусульмане!”
Согласно многим ученым, Хадж является обязательным, если вы в состоянии его совершить. Если у вас есть финансовые возможности, вы здоровы, и вы можете выделить время на него, но вы не совершили Хадж, это грех, согласно многим ученым. Согласно Аш-Шафии, Хадж является обязательным в любое время, когда вы способны совершить его. Аш-Шафии говорит, что если вы умрете и не сделаете его, а в вашей жизни был благоприятный для него год, когда вы могли его совершить, тогда вы умрете с грехом. Если смерть придет к вам, но вы не совершите Хадж, тогда вы будете отвечать за это. Это относится к любому человеку, достигшему половой зрелости.
Согласно Умару ибн Хаттабу, если у вас есть финансовая возможность для Хаджа, но вы не сделали его, то вы должны выплатить Джизью. Проследите, чтобы вы сделали Хадж, запланируйте его на этот год, вы сможете, если у вас есть еще время, не откладывайте Хадж, имея возможность. Не откладывайте Хадж, он является одним из пяти столпов Ислама. Хадж настолько велик, что прощает все ваши предыдущие грехи.
Когда Амр бин аль-Ас захотел стать мусульманином, он пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы принести ему клятву на верность. Он сказал: "О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я хочу стать мусульманином". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протянул свою руку. Амр бин аль-Ас убрал свою руку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: "В чем дело?" Амр бин аль-Ас был дипломатом, он был человеком, которого Курайшиты посылали на переговоры с лидерами. Перед своим решением стать мусульманином он всю ночь обдумывал свои переговоры с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: "Почему ты убрал свою руку?" Он ответил: "Потому что у меня есть условие".Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: "Какое условие?" Он сказал: "Чтобы вы простили все мои грехи". Амр бин аль-Ас знал, что он был большим врагом Ислама и что он заслуживает быть казненным за то, что сделал. Он хотел, чтобы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был снисходительным к нему и чтобы он не нес ответственность за то, что сделал в прошлом.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: “О Амр, разве ты не знаешь, что Ислам стирает все, что было до него и Хиджра стирает все, что было до нее, и Хадж стирает все, что ты сделал до него и ты возвращаешься из Хаджа как будто тебе только один день от роду”. Ты возвращаешься как будто тебе от роду только один день (как-будто мама родила тебя только вчера), поэтому совершайте Хадж. Умар ибн Хаттаб сам руководил Хаджем каждый год. Как говорят, Умар ибн Хаттаб, когда стал Халифом, совершил Хадж девять или десять раз. Он сам руководил Хаджем.
Умар ибн Хаттаб уделял большое внимание финансовым аспектам Халифата, бизнесу, коммерции. Анас бин Малик говорит: “Я видел, что Умар ибн Хаттаб носил Иззар, в котором было двенадцать заплаток и на нем не было камиса (накидка), на нем был тюрбан и он держал свою палку, ходил по рынку Медины, инспектируя его”. Он говорил бизнесменам на рынке в Медине: “Вам не разрешается торговать на нашем рынке, если только у вас нет Фикхa, в противном случае вы будете иметь дело с Рибой (процент), нравится это вам или нет”.
То есть он говорил, что они должны знать Фикх бизнеса прежде, чем торговать на рынках, как если бы у вас был сертификат о том, что вы учили Фикх бизнеса, прежде чем заниматься бизнесом. Все так же как сегодня, вам не разрешают работать, пока у вас не будет сертификата об окончании обучения в данной области. Умар ибн Хаттаб хотел знать, что у них есть квалификация торговать на рынке. Это применяется к вам и сегодня, если вы врач, то вы должны изучать фикх в соответствующей области, вам необходимо изучать Да и Дава (болезни и лекарства) в Исламской Медицине.
Что такое Исламская Медицина? Что следует считать болезнью? Как лечат в Исламе? Чтобы помогать в своей области, вы должны знать правила, применяемые при аборте, когда он разрешен и когда нет, и знать контрацептивы, если аборт не разрешен. Если вы фермер, то вы должны знать законы, относящиеся к фермерству. Если вы бизнесмен, то, соответственно той области, которой вы занимаетесь, вы должны знать соответствующий ахкам (положение). А если вы агент по недвижимости, вы должны знать, что такое Халаль и что такое Харам. Что включает и что не включает в себя Риба? Не только в своей профессиональной области, но как муж вы должны знать свои обязанности. Как жена, вы должны знать свои обязанности. Заметьте, здесь я говорю ОБЯЗАННОСТИ, а не ПРАВА.
На Западе вам всегда говорят, что вы должны бороться за свои Права, поэтому мужчины и женщины вступают в брак с желанием бороться за свои права. Мужчины борются за свои права, женщины за свои права, все это похоже на арену для быков. Мусульманин спрашивает о своей ответственности, а не о правах. Мы спрашиваем о своей ответственности перед другими. Если женщина выполняет свои обязанности и мужчина выполняет свои обязанности, тогда не возникает проблем. Проблемы получаем, когда вы начинаете бороться за свои права, брак это не боксерский ринг, брак это сотрудничество, это Ибада (поклонение). Вы посредством этих отношений служите Аллаху. Родители должны знать свои обязанности, дети должны знать свои обязанности, все это Фикх, который необходимо изучать.
Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы люди работали. Он говорил: “Иметь работу с низкой репутацией лучше, чем попрошайничать у людей”. Работать на работе с плохой репутацией (низкой репутацией), я не говорю о чем то, что является Харам, есть работа Халяль, которую считают низкой, унизительной, но она Халяль. Умар сказал, что такая работа лучше, чем попрошайничать. Жить на пособие хуже, чем работать на работе, которую люди принижают. Умар ибн Хаттаб пришел к беднякам и сказал: “О вы, бедные! Поднимите свои головы и работайте, потому что путь свободен и не будьте зависимыми от людей”.
Знаете, иногда нельзя обвинять бедных людей в том, что они не работают, потому что они поставлены в такое депрессивное положение, что не знают с чего начать, они потеряли надежду, они опустились, они просто сдались. Умар ибн Хаттаб пытался воодушевить их. Он сказал: “Поднимайтесь, смотрите вверх, поднимите свои головы, занимайтесь торговлей, начните с чего-нибудь”, затем он сказал: "Это лучше, чем зависеть от людей".
Бедных необходимо воодушевлять, потому что, когда вы бедны и все двери возможностей закрываются перед вашим лицом, это очень тяжелое психологическое состояние. Вы теряете надежду. Поэтому Умар ибн Хаттаб старался воодушевить их.
Знаете, иногда мы говорим о работе, о работе, о работе. Один брат пришел ко мне и сказал: "Я пытаюсь работать, но работы нет". Такого брата нужно подбадривать. Знаешь, продолжай искать работу, проси у Аллаха, это тебе испытание от Аллаха, продолжай стараться.
Как- то Умар ибн Хаттаб увидел людей в мечети в рабочие часы. Они просто сидели в мечети. Он спросил их: "Что вы делаете в мечети, сейчас не время для намаза?" Они сказали: "Мы положились на Аллаха. Аллах даст нам ризк (пропитание)". Умар ибн Хаттаб сказал: “Не сидите без дела, а потом скажите: "О Аллах, дай нам ризк ", потому что вы знаете, что золото и серебро с неба не падает”, а затем он прочитал аят из Корана:
"Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете". (с.62, а.10)
Умар добавил: “Потому что Аллах дает людям ризк друг от друга”. Ваш ризк идет от меня, мой ризк идет от того человека, мы все работаем друг для друга. Мы служим друг другу. Вот деньги в твоем кармане, посмотри, через сколько рук они прошли, прежде чем попали к тебе. Наш ризк приходит друг от друга. Он вращается между нами. Он вращается между нами. Деньги ходят по кругу.