РУСИЗМ. В России царят патриотическая эйфория и антизападная паранойя

РУСИЗМ. В России царят патриотическая эйфория и антизападная паранойя

***

Издание The Wall Street Journal пишет о патриотической эйфории и антизападной паранойи, захлестнувшей Россию под воздействие истеричной чекистской пропаганды:

- "Зимой 2012 года с Путиным произошло нечто удивительное. Путин обнаружил, как он писал в одной государственной газете, что Россия — это не какая-то там обычная страна, а уникальная государственная цивилизация, связываемая воедино русским народом, формирующим ее культурное ядро.

Это что-то новое. За свои предыдущие 12 лет пребывания у власти, сначала в качестве президента, а затем на посту премьер-министра, Путин старался не делать таких величественных заявлений о культуре и идеологии.

И он этим не ограничился. Избранный в марте 2012 года на третий президентский срок — на фоне массовых протестов против режима, в ходе которых было множество плакатов и транспарантов с презрительными отзывами о нем лично — Путин заявил на следующий год российскому федеральному собранию, что для такого народа, как русский, с его «великой историей и культурой», утверждение собственной самостоятельности и самобытности «абсолютно объективно и объяснимо».

В чем же заключается эта самобытность? Видимо, Путину легче объяснить то, в чем она не заключается. В ней нет, заявил он, толерантности, бесполой и бесплодной, где стираются национальные традиции и различия, и где обязательным является признание равноценности добра и зла.

Короче говоря, Россия, по мнению Путина, исключительна, потому что она - совсем не такая, как современный Запад, и уж в любом случае, она не похожа на его карикатурное изображение безнравственной и морально невежественной Европы и США.

То было дурное предзнаменование, предвещавшее внешнеполитические гамбиты против Украины, которые заставили весь мир строить догадки по поводу намерений Путина.

Прецедентов таких разглагольствований о русской исключительности - множество, и они с 2012 года являются главным элементом кремлевской пропаганды.

В истории России заявления о культурной уникальности и цивилизационной миссии часто служили интересам политической, культурной и общественной реакции, которые включали войну и имперскую экспансию, служащие методом отвлечения внимания от экономических трудностей и прикрытием продажности и некомпетентности чиновников. Как писал русский сатирик 19-го века Михаил Салтыков-Щедрин, «когда начинают часто говорить о патриотизме, значит — опять что-то украли».

История русской исключительности берет свое начало в 16-м веке, когда эту идею выдвинул старец Филофей из Пскова, находящегося в 600 километрах к северо-западу от Москвы.

Столетием ранее под натиском османов пал Константинополь. Поэтому, утверждал Филофей, на долю Великого княжества Московского выпало укреплять и расширять единственно верное и чистое христианство: русскую православную веру.

Московия — это не просто растущее княжество, а как писал Филофей, «третий Рим», которому Бог завещал священную миссию по искуплению грехов человеческих.

Такие идеи были готовым средством для осуществления стремления к централизации, которое было у основателей современного российского государства Василия III и его сына Ивана IV, известного как Грозный. Именно так Иван стал царем — первым коронованным российским сувереном. Это слово произошло от латинского "кесарь", а согласно новой государственной мифологии - от наименования правителя, чья власть берет свое начало в эпоху самого Августа.

«Два Рима пали. Третий стоит, а четвертому не быть», — объявил Филофей. И эти его слова с тех самых пор вдохновляют русское мессианство. Иван Грозный, со своей стороны, во время царствования (1547-1584 годы) вел нескончаемые войны на западе и на востоке, расширяя свою империю и проводя садистские чистки.

Такова подоплека нового путинского мировоззрения. Но сами русские часто отвергают это представление о своей национальной уникальности. Так, целый ряд русских руководителей неоднократно пытался привести свою страну на орбиту «цивилизованного мира».

В начале 18-го века жестокий модернизатор Петр I заставил свою знать сбрить бороды, поменять византийские одеяния на чулки, бриджи и парики, и отправил своих сыновей в Европу учиться навигации, инженерному делу и современным наукам.

Попытки Екатерины европеизировать Россию во время своего царствования (1762-1796 гг.) были несравнимо мягче, но она точно так же была преисполнена решимости. Никаких речей о третьем Риме не вели и другие русские либералы: царь Александр II, давший в 1861 году волю крепостным крестьянам, а также Горбачев и Ельцин, которые покончили с Советским Союзом и открыто стремились выстроить дорогу к европейскому дому.

В отличие от них, последние заявления Путина делают его похожим на двух русских правителей: царей 19-го века Николая I и его внука Александра III. Эти властители сделали политическую полицию ключевым государственным институтом русского государства, а Александр предоставил ей буквально неограниченные полномочия, введя, по сути дела, постоянное чрезвычайное положение.

В то же самое время, якобы особая самобытность России была превращена в официальную государственную идеологию православия, самодержавия и народности. Похоже, что лозунг Николая и Александра с незначительными лингвистическими поправками принял сегодня Путин.

Один из самых тревожных аспектов такой концепции российской уникальности состоит в том, что она преподносится в основном в противопоставлении якобы враждебному и алчному Западу. По словам любимого философа Путина эмигранта Ивана Ильина, «западные нации не понимают и не принимают российскую идентичность... Они собираются разделить единую российскую «метлу» на ветки, чтобы потом разломать эти ветки одну за другой, и сжечь их затухающим огнем собственной цивилизации». Путин часто цитирует Ильина, а недавно поручил прочесть его работы региональным губернаторам.

(В 2006 году о личности И. Ильина рассказал тогдашний глава австрийского бюро московской газеты "Дуэль" в Вене А.В. Дубров. Он пишет: «Долго думал, с какой стати Путин притащил в Москву из Швейцарии для «перезахоронения» труп «известного русского философа-националиста» Ивана Ильина. В Кремле рехнулись что ли? Мир перевернулся? Стал выяснять. Оказалось, что мать «русского философа» носила имя и фамилию Юлия Швейкерт. Посмотрел на его портреты. Всё сходится. Сам он был очень крупным масоном. Пришедшие к власти национал-социалисты сразу же вычистили его из немецкого университета. «Бедному и несчастному» пришлось перекантовываться в войну на кафедре в университете в Швейцарии. В Кремле всё предсказуемо, «как надо». «Русский философ-националист» оказался типичной «жертвой Холокоста» - КЦ).

Эхо мировоззрения Ильина четко можно услышать в пламенной речи Путина, с которой он выступил в марте после присоединения Россией Крыма. Запад, сказал Путин, предпочитает в своей практической политике руководствоваться не международным правом, а правом сильного, и постоянно пытается загнать Россию в угол». Он отметил, что такая враждебность отмечалась еще в 18-м веке, и заявил, что в постсоветскую эпоху Россию раз за разом обманывали, принимали решения за спиной.

По мнению Путина, Запад намерен помешать России нести свою историческую миссию и воспрепятствовать правомерной «интеграции на евразийском пространстве». А что до украинцев, противостоящих этим усилиям, то Путин назвал их боевиками. Так до сих пор называли только "мусульманских радикалов", воюющих на Северном Кавказе.

У Путина появилось и еще одно новшество. На критиков своего режима он наклеил ярлык пятой колонны, а также национал-предателей (критики-антипутинисты воспринимают это как комплимент - КЦ).

Рейтинг популярности Путина, который в конце 2013 года опустился до самой низкой отметки за всю его карьеру, сегодня достиг заоблачных высот. А как иначе? Русской государственной пропаганде по вопросу украинского кризиса никто из государственных и контролируемых государством средств массовой информации не может бросить вызов, а именно по ним 94 процента русских следят за новостями. В этих новостях Путина представляют защитником родины и русских собратьев на Украине, которые, согласно заявлениям СМИ, страдают от нападений, пыток и кровавых расправ, чинимым «фашистской киевской хунтой».

Большую тревогу вызвало внезапное заявление Путина, сделанное им в прошлом месяце в конце четырехчасовой прямой линии, когда он начал говорить о щедрой русской душе, о героизме и самопожертвовании, которые якобы отличают русских от других народов.

Последний раз русских превозносил таким образом Сталин в своем знаменитом тосте 24 мая 1945 года на кремлевском приеме для командиров красной армии в честь победы. Диктатор нахваливал русских, называя их ведущим народом, обладающим непреклонным характером и терпением, но прежде всего, нерушимой верой в государство.

В тот самый момент, когда Сталин произносил свою речь, сотни тысяч этих самых русских проходили через ад фильтрационных лагерей; их везли в товарных вагонах для скота к еще большим страданиям в лагеря ГУЛАГа, где многие из них встретили смерть. Этот тост также стал предзнаменованием окончания военного сотрудничества с Западом, усиления репрессий в стране и кампании агрессивного патриотизма.

Когда русским в ходе опроса в 2012 году задали вопрос о том, нужна ли их стране политическая оппозиция, о ее необходимости заявило больше респондентов, нежели о ее ненужности. В ходе опросов последнего полугодия большинство поддерживает и мысль о том, что государство должно находиться под контролем общества, и что власть следует распределить между различными политическими институтами, не концентрируя ее в одних руках.

У русских также есть серьезные сомнения по поводу Путина. В 2013 году «Левада-Центр» провела опрос, в результате которого выяснилось, что «восхищаются» Путиным 2 процента русским; «нравится» он 18 процентам (в 2008 году эти цифры составляли 9 и 40 процентов, соответственно). А вот 23 процента относятся к нему «настороженно», не могут сказать о нем «ничего хорошего» или недолюбливают его. Еще 22 процента настроены нейтрально или «безразлично».

Отвечая на вопрос, считают ли они Путина виновным в злоупотреблении властью, 52 процента сказали «несомненно» или «возможно» (13 процентов были уверены, что это не так, а 18 процентов заявили, что даже если это так, то это не имеет значения).

Пожалуй, самым тревожным звонком для Путина стало то, что более 50 процентов россиян в ходе другого опроса «Левада-Центра» в апреле 2013 года отметили, что не желают видеть его на посту президента после 2018 года. По словам директора центра Леонида Гудкова, к январю 2014 года Путин уже не был «тефлоновым» президентом.

В сегодняшней России эти настроения потоплены в волне патриотической эйфории и антизападной паранойи", заключает издание.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр