The Daily Beast, сетевое издание крупнейшего американского журнала Newsweek, опубликовало статью известного шахматиста и борца на права человека Каспарова под названием "Откровения Сноудена не должны отвлекать от жестокого путинского правления" (Snowden’s Revelations Shouldn’t Distract from Putin’s Brutal Rule).
В статье в частности говорится:
"…Герои и злодеи хорошо подходят для рассказов, и это особенно верно, когда кто-то может играть обе роли одновременно. Именно так обстоит дело с Эдуардом Сноуденом, предателем и шпионом для одних и разоблачителем и героем для других.
У меня нет особой информации о его действиях или его утечках, но я бы, конечно, о нем думал бы иначе, если бы он не укрылся в России, где его ходатайство о предоставлении убежища было молчаливо одобрено диктаторским режимом доброго хозяина Владимира Путина.
Моя реакция связана не только с первым заявлением Сноудена из России, в то время он был еще в состоянии правовой неопределенности в аэропорту Шереметьево, в котором он включил Россию - полицейское государство и покровителя деспотизма во всем мире - в свой список стран, "противостоящих нарушениям прав человека, осуществляемыми скорее мощными, а не бессильными государствами".
Многие политзаключенные Путина с этим решительно не согласятся, и Сноуден мог бы уважительнее относиться ко многим раненым и убитым в России журналистам и своим коллегам разоблачителям.
Однако у меня, как у человека, выросшего под всевидящим оком КГБ, который борется с его нынешним возрождением при Путине, есть одно замечание по откровениям Сноудена о АНБ.
Вызывает раздражение сравнение АНБ и других западных шпионских организаций со злобными режимами внутренней безопасности в СССР и Восточной Германии. Разница между АНБ и Штази - это разница между плохой гостиницей и тюрьмой. Дело не в том, что делает правительство с данными, дело в том, что оно делает с людьми.
Разве Россия и остальной мир купились на предлагаемые Обамой реформы АНБ?
Нужно безусловно протестовать и обсуждать любые посягательства на личные свободы и права человека со стороны правительства. Нужно регулярно задействовать механизмы протеста против таких злоупотреблений, иначе они будут потеряны. Но граждане за Железным Занавесом боялись разведывательных служб не из-за сбора данных. Мы жили в страхе, потому что знали, что с нами случится, если мы дадим малейший намек на инакомыслие против режима.
Там часто вообще никаких данных не требовалось для преследования, исчезновения, пыток и убийств потенциальных врагов. Если задействовался суд, то желаемые доказательства могли быть просто сфабрикованы. И я отвечаю – нет - в ответ на следующий аргумент, который я часто слышу: жестокий тоталитаризм не начинается со слежки со стороны либерально-демократического государства. Он начинается с террора, он начинается с насилия, он начинается с осознания того, что ваши мысли и слова могут положить конец вашей карьере или жизни.
Документы Сноудена и его появление в Москве оказали определенное влияние в России, но его не следует преувеличивать, Утверждения, что Путин принимает свои драконовские новые законы, которые еще больше ограничивает свободу слова, как способ идти в ногу с Америкой в деле АНБ в ответ на утечки Сноудена, абсурдны. Десятки этих законов были задействованы в течение 14 -летнего правления Путина, постепенно разрушая до неузнаваемости (принятую посредством танков - КЦ) русскую конституцию.
Путин всегда может оперативно использовать любую возможность, чтобы оправдать свои авторитарные методы, но во многих случаях именно западные лидеры и пресса оправдывают Путина и избегают называть его диктатором. Это прирожденная сила и слабость свободного мира, желание быть
"справедливым и сбалансированным " и "показывать обе стороны истории" даже тогда, когда это означает предоставление презумпции невиновности для тех, кто ее не заслужил в течении более десяти лет .
Что касается оценки Сноудена русской оппозицией, вы должны понять, как его путешествие выглядит в наших глазах. Трудно поверить в мысль о том, что какой-то человек может выполнить эту миссию, а затем бежать в Китай и укрыться в России без какого-либо участия со стороны КГБ.
Соедините эти логические подозрения с его ходатайством о предоставлении убежища и вышеупомянутой ложной эквивалентностью между диктатурами и демократиями и Сноуден вряд ли будет вызывать симпатии у тех, кто уважает универсальный характер прав человека.
Путин будет использовать Сноудена, как он это делает в отношении всех и вся, но у него теперь есть гораздо более крупная рыбёшка для жарки. Его основной упор делается на восстании в Украине, где люди оказывают сопротивление планам президента Украины Виктора Януковича повести страну вниз по позолоченной путинской дорожке в деспотизм.
Несмотря на отставку всего кабинета министров Украины во вторник и внезапную готовность правительства Януковича пойти на уступки мужественным протестующим, там еще возможно противостояние между Украиной и ее лидерами (старыми или новыми) и Путиным, который хочет скорее жестокого подавления протестующих, а не мирного вовлечения их в систему.
Кремль надеялся, что «вирус» Оранжевой Революции будет изолирован по периметру русских границ и пообещал Украине $ 15 млрд ,чтобы помочь в карантине. Поспешный поворот Януковича показывает, что хотя он хотел бы жить, как Путин, он не хочет умереть, как Каддафи.
Дороги в Сочи не вымощены золотом, или в некоторых случаях вообще ничем не вымощены и это другая главная забота Путина на данный момент. Решение "Международного олимпийского комитета", который присудил проведение зимних игр на субтропическом курорте, было возмутительным, и каждый день приносит новые подтверждения этого факта.
Допустимые опасения по поводу потенциального террористической атаки во время зимних игр, начиная 7 февраля, попали в заголовки на первые страницы большинства газет, однако уже произошли экологическая катастрофа и эпохальная коррупция.
Путин хочет быть императором с личным пятиколечным цирком. Так пусть эти зимние игры постигнет жалкое поражение русских организаторов, американского телеканала NBC и таких спонсоров, как Coca-Cola.
За пределами стадионов Сочи будет определяться тем, насколько хорошо олимпиада обратила всеобщее внимание на коррупцию и репрессии Путина и всех тех, кто по своей воле игнорируют его преступления".
***
Гарри Каспаров является председателем нью-йоркского "Фонда по правам человека" (Human Rights Foundation).
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр