Финское государственное телевидение Yle рассказала о культурном геноциде финнов, который русские захватчики проводят в отношении оставшегося немногочисленного финского коренного населения на оккупированных Россией территориях Финляндии:
В школе поселка Ихала в российской Карелии идет урок финского. Раньше поселок принадлежал Финляндии, но не это мотивирует девять ребят на изучение языка.
"Для того, чтобы поехать в Финляндию, разговаривать с людьми, в магазинах если что-нибудь купить или поделиться с друзьями", - говорит ученица местной школы Галина Богатенкова.
Сейчас в республике финский учат в школе чуть более четырех тысяч человек. Это число может вырасти, если по финскому языку можно будет сдавать ЕГЭ, как предлагает карельское руководство.
"Сегодня в России у финского языка, к сожалению, статус довольно неопределенный, поскольку он не является языком народов РФ. Или он не является т.н. первым иностранным языком для преподавания в школах", - говорит Алексей Цыкарев из организации "Молодая Карелия".
События последних лет дают довольно грустную картину о положении финского. За восемь лет число финского населения в Карелии упало с четырнадцати до восьми тысяч.
"Сегодня приходится тех же самых переводчиков выписывать из Финляндии, и это те же самые наши бывшие жители республики, которые просто уехали", - отмечает Цыкарев.
В этом году прекратила свое существование кафедра финского языка и литературы Петрозаводского госуниверситета и вошла вместе с карельским и веппским языками в кафедру прибалтийско-финской филологии. А литературный журнал Carelia, просуществовавший более восьмидесяти лет, вынужден был сократить количество номеров с десяти до двух.
"Это стопроцентное уничтожение издания, опускание его до уровня альбома, на самом-то деле", - сокрушается главред журнала Роберт Коломайнен.
В консульстве Финляндии также обеспокоены ситуацией с финским языком.
"Это вопрос, по поводу которого стоит беспокоиться. Нам надо тщательно следить за ситуацией, за ее развитием", - говорит консул Финляндии Туомас Киннунен".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр