Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал:
В достоверном хадисе упоминается о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, обращаясь к Аллаху с мольбами: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от тревог и печалей, от слабости и лени, от трусости и скупости, и от бремени долга и притеснения людей» [Бухари, № 2893].
Он попросил у Аллаха защиты от восьми вещей, каждые две из которых сопутствуют друг другу. Тревоги и печали — спутники, ибо они представляют собой боль, постигающую сердце. Если она связана с тем, что было в прошлом, то это печаль. А если она связана с тем, что грядёт, то это тревога. Таким образом, если источником боли является упущение чего-то в прошлом, то она порождает печаль. Если же источником её является страх перед будущим, то она порождает тревогу.
И слабость и лень — спутники. Если раб Аллаха упускает пользу или отдаляется от неё, и если причиной тому неспособность - то это слабость, а если причиной является нежелание - то это лень.
Трусость и скупость — тоже спутники, ибо поистине, благодеяние радует сердце, создаёт ощущение простора в груди, приносит блага и отвращает беды. А отказ от него, напротив, приносит жалкую жизнь и тесноту и препятствует приходу милостей. Трусость — это отказ от благодеяния посредством тела, а скупость — это отказ от благодеяния посредством имущества.
Бремя долга и притеснение со стороны людей — тоже спутники, поскольку причиной тягот и притеснения, которые испытывает человек, становится либо он сам, либо кто-то другой. Иными словами, этим воздействиям его подвергают либо по праву, либо без права, несправедливо.
Мы видим, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) включил печаль в число тех вещей, от которых следует просить защиты у Аллаха, поскольку она ослабляет сердце, уменьшает решимость, наносит вред воле, и нет для шайтана ничего любимее печали верующего. Всевышний Аллах сказал: «Тайная беседа — от шайтана, стремящегося опечалить тех, которые уверовали» (сура 58 «Препирательство», аят 10).