…Всего за несколько лет территория, охваченная Исламским движением, стала простираться от Афганистана и Туркестана на востоке до Северной Африки на западе. Спрашивается, в результате чего произошел этот необычайный «взрыв»?
Причина, позволившая ему подчинить весь мир, кроется в том исключительно замечательном поведении, которым отличался каждый мусульманин отдельно и исламская Умма в целом в дни мира и войны, в управлении завоеванными странами, в хорошем отношении к ее народам.
Те, кто в качестве подданных жили под властью Персидской и Византийской империй, даже не представляли, что когда-нибудь встретят такой непохожий на других тип правителей, пешком прохаживающихся по улицам, живущих общей с населением жизнью, оставляющих свои двери открытыми настежь для каждого, испытывающего нужду, к кому обращается любой, кого постигла беда, с просьбой удовлетворить его жалобу.
Жители Персии и Византии не видели правителей такого необычного типа не только наяву, но и во сне. Более того, им даже на ум не приходило, что такой замечательный тип правителей и руководителей может существовать.
Однако, когда в своем величии и чистоте на землю этих стран вступил исламский строй, представив ее жителям такой тип правителей, спрашивается, кто бы мог из-за слепого фанатизма не признать это нравственное превосходство, человеческое величие, которыми выделяется Ислам? Разве что жалкая кучка отщепенцев, у которых дьявол стер и следы их врожденных качеств и которые были слепы, чтобы лицезреть истину.
К ярким образцам нравственной возвышенности, продемонстрированной миру исламскими воинами, относится следующее. Когда армия входила в завоеванный город и проходила по его улицам, женщины этого города, наряженные в самые красивые и соблазнительные одежды, стояли на балконах, наблюдая за шествием войск. Однако ни один из этих героических воинов и не пытался поднять головы, чтобы хоть мельком взглянуть на них.
Колонны проходили улицы, и бойцы даже не знали, были там женщины, которые смотрели на них с балконов, или нет. Это полностью отличалось от того горя, которое испытали эти покоренные нации от завоевателей за минувшие века, и от тех историй и рассказов, которые они слышали от людей о завоевателях, так как вошло в норму, что всякий раз, когда завоеватели вступали на землю другого народа, они сеяли там зло, не оставляли ни одной женщины без того чтобы не обесчестить ее и совершить над ней злодеяние.
После такого исключительного отношения к жителям завоеванных городов могли ли исламские армии, армии, которые покоряли целые районы, не поправ ничьей неприкосновенности и не затронув ничьей чести, не завоевать их сердца?
К замечательным образцам нравственных качеств, которые представили эти новые божественные завоеватели миру, относится и то, что, когда они вынуждены были отводить свои армии с одного из захваченных районов, мусульмане возвращали населению все взысканные с него для обеспечения безопасности данного района налоги и имущество со словами:
— Вот налоги, которые мы с вас взяли для выполнения задачи по вашей охране, однако нам приходится отступать, и мы не в состоянии ее исполнить. Поэтому ваше имущество возвращается к вам.
В то время людям были известны только такие завоеватели, которые при вынужденном уходе из оккупированной страны вместо того чтобы возвращать ее жителям изъятое у них имущество отнимали последнее, что у тех оставалось.
Их мораль воздействовала на сердца людей раньше, чем мечи…
Абу аль-Ала Маудуди