Вопросы о хиджре и хукме народа

Ассаламу алейкум дорогие братья в исламе… Люблю очень сильно ради Аллаха муджахидов Имарата Кавказ до сохранит вас Аллах и дарует победу Амин

Вопрос 1. У нас давно в Азербайджане распространилась фитна по поводу хиджры (т.е. тот, кто не делает хиджру, имея возможность, будет кафиром), далил на это — хадис у Ахмада и Несаи (хадис хасан). Примерный смысл хадиса таков: те (люди) после того как стали мусулманами покинув мушриков не присоеденились к мусульманам Аллах не примет не одно деяние у этих мушриков (т.е. внешний смысл что Аллах выносит такфир муслимам, которые имея возможность не сделали хиджру) Простите за неграмотный перевод, переважу с азербайджанского. Брат Зелимхан, есть ли вообще этот хадис?можно ли делать истидлял этим хадисом? А так же приносят далил суры Ниса аят 83….Аллаху Алим…Помоги брат разобраться с этим вопросом…

  بسم الله،  والصلاة والسلام على رسول الله

Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух , уважаемый брат. Да полюбит тебя Тот, ради кого ты полюбил муджахидов Имарата Кавказ, и да воздаст Он тебе благом за твои тёплые слова.

Во-первых, выясним, что такое хиджра.

Многие классические ученые даже в таких больших книгах по фикху, как «Аль-Мугни» (9/293) Ибн Кудамы аль-Макдиси, ограничивают определение хиджры переселением из дару-ль-куфр в дару-ль-ислам.

Более подробно виды хиджры рассматриваются в тафсире Аль-Куртуби, (Тафсир сура «Женщины», аят 100), где упоминается  несколько видов, в частности, переселение из дару-ль-харб в дару-ль-ислам; из земли, где распространена бид’а в землю Сунны; из земли, где распространен харам, в землю халяля; бегство от угрозы насилия и вреда здоровью и имуществу.

Современная ситуация показывает, что определение хиджры требует уточнения.

Страна становится дару-ль-ислам не из-за численного преобладания мусульманского населения, а по причине господства в ней исламских законов. С этой точки зрения нельзя рассматривать ни одну страну в мире как исламское государство.

Таким образом, и в разговоре о хиджре (если, конечно, речь не идёт о переселении в контролируемые муджахидами территории, например, Вазиристана или Сирии) сегодня мы говорим о переселении из более враждебного исламу кафирского государства в кафирское государство, менее враждебное исламу.

Эта ситуация не нова. Подобная хиджра дважды совершалась асхабами посланника Аллаха, ﷺ, в Эфиопию, до того, как в Медине было основано первое исламское государство. Эфиопия не была дару-ль-ислам, тем не менее, мусульмане в ней пользовались возможностью безопасно практиковать свою религию.

Таким образом можно сказать, что хиджра – это переселение в ту местность, где человек в состоянии более полноценно и безопасно практиковать свою религию.

Относительно хукма хиджры ученые разошлись во мнениях.

Что касается постоянного проживания в дару-ль-куфр в классической ситуации (т.е. при наличии дару-ль-ислам), то, по мнению маликитов и захиритов оно является запретным для способных совершить хиджру.

Упомянем некоторые далили на это мнение.

Сказал Всевышний Аллах: «Тем, кого ангелы упокоят совершающими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины, 97).

Сказал посланник Аллаха, ﷺ: «Я непричастен к любому мусульманину, живущему среди мушриков». (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Аль-Альбани счел достоверным, некоторые считаю слабым).

По мнению шафиитов и ханбалитов, для  того, кто в состоянии в дару-ль-куфр открыто проявлять свою религию, выполняя ее предписания, и не боится фитны, хиджра является желательной, но не обязательной. В этом они основываются на истории Ну’айма ибн аль-Наххама, да будет доволен им Аллах: «Когда Ну’айм захотел совершить хиджру, к нему пришли люди его племени Бану Адий и сказали: Оставайся с нами, мы защитим тебя от тех, кто захочет навредить тебе, а ты продолжай обеспечивать тех, кого ты обеспечивал до сих пор – а Ну’айм опекал и содержал вдов и сирот племени. И он отложил хиджру на время, а потом переселился, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: Твое племя лучше отнеслось к тем, чем мое ко мне. Мое племя изгнало меня, и хотело убить меня, а твое племя охраняло и защищало тебя. Ну’айм ответил: о посланник Аллаха, но ведь твое племя изгнало тебя  к благим делам и джихаду с врагами Аллаха, а мое племя задержало меня от хиджры и благих дел» («Аль-Мугни» Раздел о хиджре, «Усд аль-габа»).

Ханафиты считают,  что хиджра перестала быть обязательной на основании хадиса «Нет хиджры после завоевания Мекки» (см. «Аль-Мабсут», «Аль-Бидаи’ ас-cанаи’»). Однако это слабое мнение, потому что в хадисе идет речь о переселении Посланника и его асхабов из Мекки в Медину, до того, как Мекка стала дару-ль-ислам, а другие хадисы указывают на то, что хиджра не прекратится до Судного Дня.

Подводя итог, можно сказать, что хиджра безусловно обязательна для людей, которые не могут полноценно выполнять предписания ислама у себя на родине, и имеют возможность переселиться в место, где они смогут более полноценно практиковать свою религию.

В условиях, когда нет дару-ль-ислам, сам хукм хиджры зависит от человека, его ситуации, возможностей и намерений, и приходится использовать правило выбора меньшего из двух зол.

Например, наш шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси, да ускорит Аллах его освобождение, сказал: Относительно темы гражданства, мы не видим разницы между американским гражданством и гражданством  государств ридды в наших странах. Более того, известно, что христиане менее плохи, чем муртадды. (Фатва «Хукм принятия гражданства кафирского государства«).

Относительно упомянутого в вопросе хадиса о такфире мусульманам, не совершившим хиджру – нам такой хадис не известен. Возможно, это искаженный хадис «Я непричастен к любому мусульманину, живущему среди мушриков», который я упомянул выше. Однако в этом хадисе нет такфира мусульман, живущих среди мушриков, а только их порицание за это.

83-ий аят суры «Ан-Ниса» («Женщины») не имеет прямого отношения к вопросу о хукме хиджры, возможно, это какая-то ошибка.

Если речь идёт об упомянутом аяте «Тем, кого ангелы упокоят совершающими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины, 97), то по наиболее достоверному мнению он говорит о тех мусульманах, которые не совершили хиджру, подверглись фитне со стороны мушриков, и вышли вместе с кафирами на битву при Бадре (см. Тафсир Аль-Куртуби). Привёл имам Аль-Бухари от Ибн Аббаса «что люди из числа мусульман были с мушриками, увеличивая численность войска мушриков,… и в кого-то из них попала стрела или кто-то был убит мечем мусульман, и Аллах ниспослал «Тем, кого ангелы упокоят совершающими несправедливость по отношению к самим себе» («Сахих», 4596).

Также нам не известен никто из учёных ахлю-с-сунна, кто бы утверждал, что не совершение  хиджры само по себе выводит человек из ислама.

Вопрос 2. Хукм азербайджанского народа, если многие из них приписывают себя к шиитам, другая часть к демократам, и т.д., и лишь малая часть совершает намаз как Ахли сунна… В общем народ называет себя мусульманином….Так каков же их хукм? муслимы? муртады? кафиры асли? (как мекканские мушрики).

Такие современные учёные ахлю-с-сунна, как шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси и шейх Абу Катада аль-Филястыни, да ускорит Аллах их освобождение, уделили внимание вопросу об основе в мусульманских народов. И хотя они говорят о населении арабских стран, мы видим сегодня, что по распространенности невежества и различных заблуждений и отклонений от истинного ислама, народ Сирии, например, сегодня не сильно отличается от жителей Северного Кавказа.

Мы исходим из того, что основой в мусульманских народах является ислам. То есть мы выносим хукм куфра только тем из них, чей куфр установлен, то есть либо очевиден, либо определен в судебном порядке.

Шейх Абу Катада Аль-Филястыни, да сохранит его Аллах, так описывает категории людей, живущих в современных мусульманских странах:

Мусульмане – это те, об Исламе которых общеизвестно, или те, кто совершает исламские действия, такие как произнесение шахады, молитва, произнесение имени Аллаха при закалывании животных. Всё это при условии не совершения того, что противоречит таухиду.

Исконные кафиры или вероотступники (муртадды). Исконные – подобно иудеям, христианам, зороастрийцам и т.п. Муртадды – это те из мусульман, кто стал придерживаться другой религии, как, например, баасисты (Баас – партия арабского социалистического возрождения), ильманийисты (ильмания – секуляризм, теория отделения религии от жизни общества), коммунисты и др.; а также те, кто совершил нечто, противоречащее таухиду, например, поношение Аллаха или Пророка, оставление молитвы по наиболее достоверному из двух мнений учёных…

Что касается тех мусульман, состояние которых скрыто, т.е. известно, что человек мусульманин, но неизвестно его неприятие власти муртаддов, то это мусульманин, т.к. одной из разрешенных Законодателем степеней неприятия порицаемого является неприятие в сердце… Возможность наличия неприятия зла в сердце и отсутствие следования за кафирами и довольства ими – причины, по которым эти люди считаются мусульманами… В этом разница между ахлю-с-сунна и теми, кто колеблется и углубляется в этих вопросах. («Джихад и иджтихад: размышления о манхадже»).

В Азербайджане ситуация осложняется наличием шиитов или людей, приписывающих себя к шиитам.

Что касается хукма шиитов-рафидитов (так называемых «имамитов»), то шейх Бакр ибн Абду-ль-Азиз Аль-Асари пишет: Мнения ученых в отношении рафидитов вращаются между такфиром группы и такфиром каждого отдельного рафидита. (Можно ли есть мясо животных, зарезанных рафидитами?). Также существует разногласие, считать ли рафидитов исконными (асли) кафирами, или муртаддами.

Относительно тех, кто называет себя сторонниками демократии, то, как отмечают наши учёные, многие люди воспринимают демократию просто как противоположность тираническим режимам, правящим в мусульманском мире, как это разъясняет, например, шейх Абу  Мухаммад аль-Макдиси в 26-ой главе своей книге «Тридцать трактатов о предостережении от чрезмерности в такфире». Если человек понимает, что такое «демократия», понимает, что это система взглядов,  убеждений и методов, противоречащая исламу, и заявляет о своей приверженности демократии, то он является кафиром.

Что касается людей, не совершающих намаз, не отрицая его обязательности, то относительно их такфира существует известный ихтиляф среди факихов, и, как упомянул шейх Абу Катада, наиболее правильным является мнение о куфре такого человека.

Как видно из всего вышеупомянутого, какой-то один общий хукм для каждого отдельно взятого азербайджанца,  араба или чеченца вынести невозможно, а следует учитывать многие факторы и подходить индивидуально. И, естественно, нужны твёрдые знания в этой сфере.

А Аллаху известно лучше.

***

http://alisnad.com/