И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной

Из тафсира аятов суры «Тарпеза» ибн Касира:

***

(27). И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: "Я непременно убью тебя!" Тот сказал: "Ведь Аллах принимает только от богобоязненных. (28). Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров. (29). Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это - воздаяние неправедным". (30).

И душа его представила ему легким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток. (31). И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата. Он сказал: "Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата". И оказался он в числе раскаявшихся».

Аллах разъясняет о печальном финале чрезмерности, зависти и несправедливости на примере двух родных сыновей Адама, как ещё их принято называть большинством учёных – Кабиль и Хабиль.

Эта история повествует о том, как один из них напал на другого и убил по причине ненависти и зависти за те блага, которые даровал тому Аллах.

Аллах принял его жертвоприношение, принесённое искренне ради Аллаха Всевышнего. Таким образом, убитый выиграл тем, что возложил все свои грехи на убийцу и вошёл в Рай, и проиграл убийца в этой жизни и в жизни последней.

Всевышний Аллах сказал:

«И прочитай им весть о двух сыновьях Адама» – т.е. расскажи этим завистникам и преступникам – братьям свиней и обезьян из числа иудеев и подобных им, историю о двух сыновьях Адама – Кабиля и Хабиля (как об этом упоминают многие ранние и поздние комментаторы).

Слово Аллаха:

«С истиной» – т.е. без двусмысленности, лжи, изменения добавления и сокрытия фактов, как сказал всевышний Аллах:

«Воистину, это – правдивый рассказ». (3:62)

Всевышний также сказал:

«Мы расскажем тебе их историю правдиво». (18:13) и также сказал:

«Таков Иса (Иисус), сын Марьям (Марьям)! Таково истинное Слово». (19:34)

Многие ранние и поздние комментаторы сообщают, что Аллах узаконил Адаму женитьбу его сыновей на его дочерях из-за необходимости в этом. Каждый раз у него рождался мальчик и девочка. Адам женил сына от одних родов на дочери от других родов.

Сестра Хабиля была уродливой, а сестра Кабиля была красавицей, и он захотел жениться на своём близнеце, но Адам отказал ему в этом. Он обязал их принести жертвоприношение и чья жертва будет принята, того и будет его дочь.

Жертва была принята от Хабиля, но не принята от Кабиля. И случилось так, как Аллах поведал в Своей книге .

Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас сказал: «Аллах запретил женить на женщине её близнеца. Было дозволено жениться на других сёстрах.

У Адама от каждых родов был сын и дочь. Так у него родилась уродливая дочь от одних родов и красивая дочь от других родов.

Брат уродливой дочери сказал брату красивой: «Жени меня на своей сестре, а женю тебя на моей». Тот сказал: «Я имею больше прав на свою сестру». Тогда они принесли жертву. У одного был принят баран, а у другого не были приняты плоды посева. И тот убил его.

Ибн Аббас сказал: «В то время не было нищих, дабы дать им милостыню. И сыновья Адама сказали: «Может нам стоит принести жертву?»

Жертву тогда приносили следующим образом: Если кто-то приносил в жертву, и Аллах был доволен ею, то спускался огонь и пожирал жертву, если Аллах не был доволен, жертва оставалась лежать. Так они принесли жертву.

Один из них был пастухом, а второй земледельцем. Пастух принёс в жертву наилучшую овцу, самую жирную. А второй принёс немного из своих плодов. Огонь спустился между двумя этими дарами, пожрал овцу и оставил плоды.

Сын Адама сказал своему брату: «Неужели ты ещё будешь ходить среди людей, и они будут знать, что твоя жертва была принята, а моя нет? Нет, клянусь Аллахом, люди не станут смотреть на тебя и меня, и говорить, что ты лучше меня. Я убью тебя».

Второй спросил: «В чём же я виноват? Ведь Аллах принимает только от богобоязненных».

Этот повествование приводит ибн Джарир. Из этого повествования также становится ясно, что они принесли жертву не из-за спора по поводу сестры, как об этом говорят другие. Об этом также буквально говорит Коран:

«Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: "Я непременно убью тебя!" Тот сказал: "Ведь Аллах принимает только от богобоязненных».

Из этого следует, что он позавидовал своему брату из-за того, что у того была принята жертва, у него нет.

Слово Аллаха:

«Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров» – Кабилю говорит его праведный брат, у которого была принята жертва из-за его богобоязненности, когда его брат стал угрожать ему убийством без вины:

«Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя» – т.е. я не стану отвечать на твои действия тем же, дабы сравняться с тобой во грехе;

«Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров – чтобы поступать также как ты. Лучше я буду терпеть».

Поэтому в двух Сахихах приводится хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если два мусульманина встретились с мечами, то убийца и убитый (из них) будут в Аду». У него спросили: «С убийцей понятно, а что по поводу убитого?» Он ответил: «Он старался убить своего товарища».

Имам Ахмад сообщает, что Саад ибн Абу Ваккас сказал во время смуты при Усмане: «Я свидетельствую, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, настанет такая смута, что при ней сидящий будет лучше стоящего, а стоящий будет лучше идущего, а идущий будет лучше бегущего». Тогда у него спросили: «А если ко мне зайдут домой и протянут руки, дабы убить меня, что мне делать?» он ответил:

«Веди себя подобно сыну адамову». Хадис рассказал также ат-Тирмизи и Абу Дауд. Хороший хадис по мнению ат-Тирмизи.

В другом варианте он сказал:

«Веди себя подобно сыну адамову». А затем прочитал:

«Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров».

Абу Айуб ас-Сахтаяни сказал: «Первый, кто применил этот аят: Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров – был Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах). Это повествование рассказал ибн Абу Хатим.

Слово Аллаха:

«Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это - воздаяние неправедным".

Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали: «Т.е. грех за моё убийство прибавится к твоим остальным грехам».

Ибн Джарир также передал это.

Слово Аллаха:

«И душа его представила ему легким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток» – т.е. его душа приукрасила и подбодрила его на убийство своего брата уже после назидания его брата и предупреждения.

Слово Аллаха:

«И оказался среди потерпевших убыток» - т.е. в этой и в последней жизни. И какой убыток может быть хуже этого?

Имам Ахмад сообщает со слов ибн Масуда, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо начало убийствам положил он». Этот хадис приводит группа рассказчиков кроме Абу Дауда.

Слово Аллаха:

«И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата. Он сказал: "Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата". И оказался он в числе раскаявшихся».

Ибн Аббас сказал: подошёл ворон к мёртвому ворону и стал засыпать его землёй, пока тот не скрылся. И тогда тот, кто убил своего брата сказал:

"Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата".

Слово Аллаха:

«И оказался он в числе раскаявшихся». Аль-Хасан аль-Басри сказал, что Аллах заставил его почувствовать раскаяние после того убытка, который он заслужил».

В одном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Нет другого греха, более достойного того, чтобы Аллах ускорил наказание за него уже при жизни и оставил ещё наказание для совершившего его человека в жизни последней, чем несправедливость и прерывание родственных связей».

Преступление Кабиля включало в себя оба этих греха. Все мы от Аллаха и к Нему мы возвращаемся.

Из тафсира ибн Касира (Перевел Салман Булгарский)