Делали насыха (наставление) некоторые из числа саляфов Умару Абдуль-Азизу (да будет доволен им Аллаh) и говорили: “Бойся, о Умар, быть приближенным Аллаhа внешне и врагом Аллаhа внутри. И воистину тот, у кого не равно его внешнее и его внутреннее – он мунафик, а мунафики в нижней из ступеней огня.”
Говорили некоторые из них: “Обязательна для вас боязнь лицемерия (нифака)”.
Было спрошено у них: “Что такое боязнь лицемерия?” Ответили: “Это когда тело выглядит богобоязненным, но сердце не боится Аллаhа".
Так проверяй же себя, о брат, равны ли твое внешнее и твое внутреннее или нет, и больше проси прощения у Аллаhа, и знай, что тот, кто выявляет людям свыше того, что у него в сердце – тот лицемер.
И из признаков лицемерия:
- леность в молитве и малое число поминания Аллаhа в ней, как сказал Всевышний Аллаh:
"Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаhа, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаhа лишь немного." (4:142)
И из качеств лицемеров
- призыв к порицаемому и запрет одобряемого, как сказал Аллаh:
"Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаhа, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!" (9:67)
И из их качеств – дружба с неверными, как сказал Всевышний Аллаh:
«Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаhу?" (4:138-139)
И из их качеств – отсутствие довольства хукмом (решением) Аллаhа, как сказал Всевышний Аллаh:
"Когда им говорят: "Придите к тому, что ниспослал Аллаh, и к Посланнику", - ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя". (4:61)
И из их качеств – ложь, вероломство, предательство и переход границ в спорах:
Как сказал Посланник Аллаhа: “Тот, у кого будет 4 из этих качеств, будет полным мунафиком, а тот же, у кого будет одно из этих качеств – то будет у него одна черта нифака до тех пор, пока он не оставит это: когда говорит – лжет, когда дает обещание – нарушает, когда договаривается о чем-то – предает, и когда спорит переходит все границы" (Передал Бухари 1/81)
***
Шейх Ахмад Фарид, из книги "Нрав Саляфов", 17-19