"Мольба является причиной для достижения требуемого добра или прочее, как и все бытовые и шариатские причины. Независимо оттого названо это причиной, или условием или же частью причины. Ибо цель здесь одна. Если Аллах пожелает Своему рабу добра, то Он внушает ему, чтобы он обратился к Нему с мольбой о помощи.
И Всевышний Аллах делает это обращение его к Аллаху причиной для добра, которую Аллах предписал ему.
Как говорил Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах: "Поистине, меня не заботит ответ на мольбу, а, воистину, меня заботит сама мольба (дуа). Ибо если тебе было внушено сделать мольбу, то это означает, что ответ уже с ним".
Это подобно тому, если Всевышний Аллах хочет накормить Своего раба или напоить, то Он внушает ему, чтобы он поел или выпил. Если желает принять покаяние Своего раба, то Он внушает ему, чтобы он принес покаяние Ему, дабы принять его покаяние. А если пожелает смиловаться над ним, и ввести его в Рай, то облегчает ему дела обитателей Рая.
Так как Божественная воля предопределяет существование этих благ, посредством бытовых общеизвестных причин и узаконенных шариатских причин. Подобно как предписано существование вхождения в Рай по причине праведных деяний.
Существование детей по причине совокупления. Существование знания по причине обучения. И как начло этих дел от Аллаха, так и завершение их от Него. А сам раб не влияет на своего Господа, так же, как и не влияет на Его царство. Напротив, Пречистый Господь влияет на Свое царство, и Он Сам делает мольбу Своего раба - причиной, для которого хочет предопределить"
(См. "иктидау сыратуль мустаким" срт. 303)