Свет правдивости и признаки лжи

Шейх уль-Ислам ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«На лице правдивого и благочестивого человека появляется свет правдивости и красота, по которой его узнают. То же самое касается и распутного лжеца, на лице которого проявляются признаки лжи. И чем старше человек, тем более сильно проявляются эти признаки.

Может быть так, что нечестивый человек в молодости был красивым, но на старости лет на его лице появляется уродство по причине влияния того, что находится у него внутри.

Передается, что ибн ‘Аббас сказал: "Поистине, благой поступок дарует свет в сердце, сияние на лице, силу в теле, широту в пропитании и поселяет любовь в сердцах людей. Что же касается скверного поступка, то он вселяет мрак в сердце, дарует черноту на лице, слабость в теле и ненависть в сердцах людей".

Может быть и так, что человек не лжет умышленно, однако имеет лживое вероубеждение относительно Аллаха, Его посланников, Его религии или Его праведных рабов. При всем этом такой человек может быть аскетом, много поклоняться Аллаху, проявляя в этом усердие. Но эта ложь, которую он считает истиной, и его внутреннее состояние отражаются на его лице.

Его лицо покрывается чернотой в соответствии с его положением. Как говорили некоторые предшественники: "Даже если приверженец нововведений каждый день мажется маслами, все равно чернота нововведения остается на его лице".

А в Судный День все эти вещи проявятся в полной мере. Всевышний Аллах сказал: "В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся? Аллах спасет богобоязненных, и они обретут успех. Зло не коснется их, и они не будут опечалены"[1].

А также: "В тот день, когда одни лица побелеют, а другие лица почернеют. Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: "Неужели вы стали неверующими после того, как уверовали? Вкусите же мучения за то, что вы не верили!" Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно"[2]

«аль-Джауаб ас-Сахих лиман баддаля дин аль-Масих», 6/489.

***

[1] Сура аз-Зумар, аяты 60-61

[2] Сура али ‘Имран, аяты 106-107