Политики США, ЕС и России намерены атаковать режим Путина

Политики США, ЕС и России намерены атаковать режим Путина

Портал вашингтонского Института современной России (Institute of Modern Russia) рассказал в статье "Новый подход или бизнес как обычно?" (New Approach or Business as Usual?) о прошедшей в Нью-Йорке в начале марта 2013 конференции, на которой определяющие политику лица обсудили отношения между Западом и Россией.

Приводим перевод этой статьи с английского:

- "Определяющие политику деятели, аналитики и активисты по правам человека из России, США и Евросоюза собрались в Вашингтоне, чтобы обсудить перспективы отношений Запада с Москвой.

Конференция под названием "Новый подход или бизнес как обычно?" была организована совместно Институтом современной России (Institute of Modern Russia), организацией "Внешнеполитическая инициатива" (Foreign Policy Initiative) и Freedom House.

Год назад, несмотря на беспрецедентные массовые протесты против его режима, Владимир Путин вернулся формально на президентство. Его возвращение характеризовалось серией репрессивных законов, ставящих своей целью заставить замолчать протестное движение.

"Путинские репрессивные меры" (“Putin crackdown”) подняли вопрос о том, следует ли США и ЕС продолжать свое сотрудничество с нынешним русским правительством или необходимо разработать новый подход, в котором главное место займут права человека.

Как указал конгрессмен Джеймс Макгаверн в своей вступительной речи перед участниками конференции, озаглавленной "Путинские репрессивные меры и взгляд из Москвы", недавние репрессивные законы и нарушения прав человека в России все более усиливают мрачную картину.

От отметил, что русское правительство получило четкий сигнал, что существует предел этим нарушениям и что "эти пределы начинаются на границе с США".

Макгаверн был также ведущим спонсором Закона Магнитского, который запрещает русским нарушителям прав человека ездить и держать активы в США. Он подчеркнул, что этот закон "не пустая болтовня", а серьезное двустороннее усилие и заверил, что этот список может быть распространен на весь мир.

Макгаверн выразил свое разочарование мстительным ответом Кремля на Закон Магнитского в результате принятия закона, запрещающего американским гражданам усыновлять русских сирот, отметив, что этот запрет "выявил печальную иронию в отношениях между двумя странами", которые не могут строиться на "зыбкой почве коррупции и нарушений прав человека".

Ги Верхофстадт, руководитель Группы ALDE в европейском парламенте и бывший премьер-министр Бельгии, призвал западных лидеров к выработке обшей программы, потому что "международное сообщество пытается делать всё возможное лишь бы не вызвать вражду России". Верхофстадт предложил западным демократиям показать, что они действуют в интересах самой России, если они повторно запустят хельсинский процесс.

Это послание поддержала Людмила Алексеева, председатель Московской хельсинской группы, которая недавно была выдвинута на Нобелевскую премию мира. Она рассказала о законе, который вынуждает русские НПО, получающие финансирование из-за границы, регистрироваться в качестве "иностранных агентов".

Этот закон атакует наши программы, и он может уничтожить сообщество по правам человека", сказала Алексеева. "Русские бизнесмены не осмеливаются финансировать НПО, потому что они боятся". Она отметила, что арест Михаила Ходорковского был сигналом для делового сообщества.

Несмотря на новый закон, Московская хельсинская группа решила не регистрироваться в качестве "иностранного агента", потому что, как объяснила Алексеева, "он нарушает другой закон, который запрещает нам предоставлять ложную информацию".

Бывший русский премьер-министр Михаил Касьянов, сопредседатель Республиканской партии России – «Партии народной свободы», указал на недавние протесты в стране и отметил, что демонстрации декабря 2011 вызвали "пробуждение гражданского общества и политической оппозиции". По его мнению, несмотря на попытки правительства показать, что оппозиция потерпела неудачу, каждому очевидно, что перемены в России неизбежны.

Президент Института современной России Павел Ходорковский (фото) вместе с президентом Freedom House Дэвидом Крамером и Эллен Борк, директором отдела по правам человека и демократии в организации "Внешнеполитическая инициатива", был организатором конференции.

Другим участником конференции был Дмитрий Гудков (фото с конференции, Гудков крайний справа), член госдумы и один из восьми русских законодателей, которые проголосовали против принятия закона о запрете на усыновления. До начала конференции Гудков побывал в нескольких американских семьях, которые усыновили русских сирот.

Он начал свое выступление с выражения благодарности этим семьям за "заботу о наших детях".

"Путин всегда подчеркивает важность борьбы с коррупцией, поэтому давайте поможем ему наказать этих взяточников, раскрыв информацию по их счетам в иностранных банках, их заграничным активам и капиталам", сказал с сарказмом Гудков. "Недавние опросы показывают, что примерно 40% русских поддерживают Закон Магнитского. Это очень действенный закон, потому что его легко объяснить людям".

Вторая сессия конференции, озаглавленная "Должен ли ответить Запад и как?", была открыта сенатором Бенджамином Кардиным, главным лицом, стоящим за Законом Магнитского, который с недавнего времени занимает должность председателя Американской хельсинской комиссии.

Кардин указал на важность продвижения демократии в мире, потому что стабильность стран "основана не только на военной силе, но также на уважении прав человека и экономической свободы".

Кристина Оюланд, член Европейского парламента и бывший эстонский министр иностранных дел, призвала США и ЕС выработать общий "трансатлантический подход” к России. Она подчеркнула, что это не означает "действовать против России или русского народа". "Мы должны атаковать режим и обратить внимание на его проблемы", добавила Оюланд.

"Сегодня мы очень тесно работаем с американским конгрессом по ряду вопросов, касающихся общественности, продолжил Эдвар Макмиллан-Скотт, вице-президент Европейского парламента. Он отметил, что, начиная с 2004 года, представление о России внутри ЕС изменилось "с толерантного на очень критическое".

Законодатель добавил, что Европейский Закон Магнитского уже разработан, но его прохождение "будет нелегким". Макмиллан-Скотт подчеркнул, что путинский режим "не может жить безнаказанно", как будто не существует остального мира".

Лилия Шевцова, старший научный сотрудник в Московском центре Карнеги, дала западные лидерам несколько рекомендаций по регулированию их отношений с Россией.

По ее мнению, Запад должен понять, что сотрудничество с Кремлем возможно только на кремлевских условиях при отсутствии каких-либо гарантий. Шевцова подчеркнула, что есть две России: "Россия Кремля" и "Россия гражданского общества", которые находятся друг с другом в конфликте, и что отношения между ними требуют двойного подхода со стороны Запада.

"Не думайте, что у вас может быть стратегическое сотрудничество с русским правительством, потому что такое сотрудничество возможно только на базе конвергенции ценностей", сказала Шевцова и добавила, что в отношениях с Россией Запад должен использовать принцип обусловленности. "Если Кремль хочет получить выгоды от Запада, он должен вести себя соответствующим образом у себя дома".

В своем заключительном слове президент Института современной России Павел Ходорковский обратил внимание на некоторые позитивные и негативные тенденции в России - с одной стороны, наблюдается значительный рост гражданской активности, а с другой, меняется законодательство в сторону ограничения гражданских свобод.

"Теперь, когда американский конгресс создал эффективный инструментарий, в основу, которого положены права человека, его могут использовать другие правительства для формулирования своей политики в отношении Росси, отметил он.

"Я надеюсь, что это приведет к гораздо более стабильному и более демократическому будущему для России".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр