Самый худший плен

В наказание за грехи человек оказывается в плену шайтана, темнице своих страстей и оковах своих желаний. Он превращается в закованного пленника и невольника.

Ни один пленник не находится в худшем положении, чем тот, кто попал в плен к своему злейшему врагу. Ни одни застенки не давят на человека так, как темница его собственных страстей. И ни одни оковы не обременяют его так, как оковы собственных желаний.

Как может устремиться к Аллаху и последней обители сердце того, кто пленён, заточён в узилище и закован? Может ли он сделать хотя бы один шаг?

Если сердце человека заковано, то несчастья постигают его со всех сторон в зависимости от тяжести его оков. В этом отношении сердце похоже на птицу: чем выше она взлетает, тем дальше она от опасностей, и чем ниже она опускается, тем больше опасностей её подстерегает.

В хадисе говорится:

الشَّيْطَانُ ذِئْبُ الاِنْسَان.

«Шайтан — волк для человека».

Овца быстро погибает, если её никто не стережет и она оказывается среди волков. То же самое происходит с рабом, и если Аллах не защищает его, то волк непременно растерзает его.

Попасть под защиту Аллаха можно благодаря богобоязненности. Это щит и крепость, оберегающие его от волка. Кроме того, это защита от наказания в этом мире и в последней жизни.

Чем ближе овца к пастуху, тем надёжнее она защищена от волка, и чем дальше она от него, тем ближе она к своей погибели. Овца находится в наибольшей безопасности рядом с пастухом, и волк хватает отбившуюся от отары овцу, потому что она дальше других от пастуха.

Одним словом, чем отдалённее сердце от Аллаха, тем быстрее его постигают несчастья, и чем ближе оно к Аллаху, тем дальше оно от напастей.

Отдаление от Аллаха бывает разной степени тяжести. Небрежность тоже отдаляет сердце от Аллаха, но ещё больше оно отдаляется от Него из-за грехов.

Ересь отдаляет от Аллаха сильнее, чем прочие прегрешения, а отдалённость по причине лицемерия и многобожия — опаснее всего перечисленного.

Ибн аль-Кайим ал-Джаузи «ал-Джаваб ал-кафи»