Московская журналистка Елена Петухова передала для эстонских СМИ свой репортаж о митинге на Сахарова:
В Москве на проспекте Сахарова завершился многотысячный митинг "За честные выборы". Как рассказала порталу Delfi актриса и режиссер Юлия Ауг, под конец митинга организаторы озвучили цифру в 200 тысяч человек. По словам Юлии, некоторые выступающие — Ксения Собчак, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, Михаил Касьянов, националисты — были освистаны толпой. Хорошо приняли выступление Артемия Троицкого и видеообращение Владимира Познера.
"Под конец митинга Рыжков озвучил цифру в 200 тысяч. Никаких серьезных провокаций не было. Какие-то попытки кучки националистов пошуметь были, но они были просто проигнорированы. Ребята пытались потолкаться, затеять потасовку, но никто не повелся", — рассказала порталу Delfi москвичка Юлия Ауг.
"Я, к сожалению, не слышала выступления Артемия Троицкого, но, как говорят, это был абсолютный шедевр. Когда он выступал, как мне рассказали, то говорил очень важные и понятные каждому человеку вещи. Он не стал говорить "Россия без Путина", или там "Путина в отставку". Он просто сказал — а давайте поговорим об этом парне, личная жизнь которого абсолютно законспирирована. То есть, можем ли мы, народ России, доверять человеку, который настолько засекретил свою жизнь, что мы ничего не знаем. Мы не знаем, как выглядят его дочери, где они учатся. Все только по слухам. Мы, действительно, не видим этого. Мы не знаем, что с его женой. Ходят слухи, что она послушница в монастыре. Но никто не знает наверняка, мы не видим фотографий. Вот и можем ли мы доверять такому человеку?"
"Когда на сцену вышла Ксения Собчак, ее освистали. Потому что вчера вечером Ксения Собчак сказала о том, что у нее личные долги перед Путиным, и она не сможет его предать, а сегодня она оказалась на митинге. Это все фальшиво, поэтому вся ее речь проходила под свист и скандирование "Уходи!" Видимо, сейчас оказаться в гуще людей, которые пытаются изменить политическую атмосферу в России, оказалось просто модным. Ну, и многие медийные лица не хотят отставать от моды. Тот же самый Кудрин, который опять-таки вчера опубликовал статью, а сегодня выступал, был освистан. Хоть на самом деле Кудрин говорил очень мудрые и правильные вещи за исключением одного — и Собчак, и Кудрин говорили о том, что они готовы быть некими переговорщиками между народом и властью. Но народ уже не хочет их слушать. Люди уже не хотят договариваться с этой властью. Кудрин призвал провести перевыборы Думы, а выборы президента провести не в марте, а в апреле, чтобы иметь возможность зарегистрировать всех кандидатов, которые есть. Ну, это замечательные лозунги. За исключением одной вещи — если бы этот человек не появился только вчера".
Как передает Юлия, люди разошлись спокойно, без давки. "И я еще раз хочу подчеркнуть, и это очень важно: быдла на этой площади лично я не видела. Огромное количество людей, стоят плотно, плечом к плечу, но если вдруг возникает какое-то движение, кто-то кого-то толкает, то люди извиняются, улыбаются друг другу. Это совершенно уникальная атмосфера. Я еще такого не видела. Потому что то, что проходило в 90-х, не было таким осознанным".
"Полиция вела себя очень достойно, подчеркнуто вежливо. Единственно, что когда были попытки провокаций, и организаторы призвали полицию прийти на помощь, то полиция не с первого раза среагировала".
"Я наблюдала, когда мы уже уходили, такую картину — перекрыли проспект Сахарова и выпускали людей через переулки. И вот, стояли полицейские на перекрытии, и какая-то женщина подошла к молодому полицейскому, может быть, еще курсанту, и начала протягивать ему белую ленту. И он, естественно, не стал ее брать в руки, но сказал — извините, я понимаю и я с удовольствием поддержал бы вас, но я сейчас на службе".
По словам Юлии, народ будет выходить такое количество раз, какое нужно, чтобы что-то изменилось. "И нас будет становиться все больше и больше, пока, наконец, мы не добьемся своего. Хотя да, изначально, было такое ощущение, что активность будет слабая. И я писала на своем блоге в Фейсбуке, что я выйду сегодня на площадь, но хочется уже результатов и простых действий. Прийти, постоять и разойтись — этого уже мало. Но, как бы то ни было, пусть Кудрин присоединился только вчера, пускай Касьянова тоже освистали, пусть выступали на сцене националисты. Но, в демократическом обществе слово может иметь каждый, за исключением преступника. И это нормально".
"Тех, кто присоединяется, становится все больше. Сегодня на митинге не мог быть Владимир Познер, наш знаменитый журналист. Но он передал видеообращение, которое транслировалось на телеэкранах. Он сказал, что он с нами, хотя просто физически не может быть на площади, потому что он сейчас на записи эфира, но он с нами, и он готов выходить до тех пор, пока власть не поймет".
"А страха у нас нет. Я невероятно горжусь теми людьми, которые были сегодня на площади, и горжусь, что была среди них, и я рада тому, что сейчас происходит в России".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр