Лондонская газета The Times опубликовала статью о загнанной в угол чекистской крысе Путин. В статье говорится:
Владимир Путин однажды рассказал журналистам, как в детстве он гнался с палкой за огромной крысой по своему подъезду, и как, увидев, что бежать некуда, грызун обернулся и бросился на него.
«Я раз и навсегда понял, что означает фраза «загнать в угол»», – заметил он. Русской антикремлевской оппозиции, сейчас бросающей Путину наиболее серьезный вызов за весь одиннадцатилетний срок его правления, стоило бы вспомнить эту историю.
Путин рассказал ее, чтобы убедить слушателей в своей способности управлять гибко, однако сейчас она относится к нему самому. Загнанный в угол Путин вряд ли покорно уступит требованиям и уйдет в отставку – скорее, он будет яростно драться за свое выживание.
Бывший советский шпион прошел суровую школу и был воспитан в духе КГБ, который всегда утверждал превосходство силы над моралью и считал, что с противниками следует обходиться согласно сталинской максиме: «Нет человека – нет проблемы».
Те, кто выступают против него, всерьез рискуют. Существует реальная угроза их жизни и здоровью. Против них работает вся мощь путинских силовых ведомств, а также коррумпированная судебная система, охотно отправляющая активистов за решетку. Их единственная надежда – привлечь критическую массу демонстрантов, способную пересилить жестокую полицию специального назначения.
Путин без колебаний прибегнет к силе, чтобы сохранить контроль над улицами. Он уверен, что Россия слишком велика и слишком значима, чтобы Запад мог долго на нее обижаться, и что иностранные инвесторы превыше всего ценят стабильность.
Однако использование армии также связано с риском. В 1991 году, во время своего провалившегося путча, это обнаружила коммунистическая «старая гвардия», когда войска приняли сторону народа. Даже если Путин сохранит железную руку в бархатной перчатке, он сможет продолжать уверять россиян, что только он стоит между ними и хаосом – и это будет звучать убедительно.
Оппозиции следует не только подрывать моральный дух правящего режима, представители которого ради своего выживания будут до конца цепляться за Путина, но и найти альтернативу, достаточно привлекательную для того, чтобы обеспечить борьбе, которую они ведут, народную поддержку.
В начале своего правления Путин проявил терпение, медленно накапливая власть. Сейчас он готов безжалостно пользоваться этой властью, и его противникам придется продемонстрировать аналогичные стойкость и хитроумие, чтобы ее у него отобрать и чтобы при этом противостояние не закончилось кровавой баней".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр