Одним из самых больших вопросов, вызвавших в этом году серьёзные опасения у западных экспертов, оказался вопрос о том, насколько сильно восстания в странах Ближнего Востока и Северной Африки, которые получили название «арабской весны», повлияют на движение «аль-Каиды», пишет еврейский аналитик Аарон Зелин в своём блоге, сообщает издание UmmaNews.
Кто-то говорил, что «арабская весна» явилась событием, которое «дискредитировало» «аль-Каиду», потому что мусульманские массы выступали только за свержение диктаторских режимов и предоставление свободы. Однако другая часть экспертов быстро осознала, что «арабская весна» явилась для сторонников Джихада хорошей возможностью взять ситуацию в свои руки.
Зелин пишет, что сам он на протяжении последних девяти месяцев был где-то посередине этих двух точек зрения, по его мнению, нужно сосредотачиваться на каждой стране в отдельности.
Наибольшие беспокойства у него вызывали Йемен, Сирия и Ливия. По словам Зелина, он видел собственными глазами, как эволюционировала «аль-Каида» на Аравийском полуострове, и каких успехов она достигла в Йемене. Кроме того, у него вызывала серьёзные опасения возможность проникновения Джихада (jihadi penetration) в театр боевых действий в Сирии, если страна скатится в гражданскую войну (что уже почти произошло). Но сейчас Зелин хочет обратить внимание на Ливию и контакты ливийских повстанцев с «аль-Каидой» в Исламском Магрибе (АКИМ).
Его коллега, «специалист по АКИМ» Эндрю Лебович, высказал точку зрения, согласно которой более вероятно, что АКИМ будет использовать оружие, изъятое со складов Каддафи, для защиты от вылазок французского спецназа в Нигере и северном Мали, потому что именно там на моджахедов были организованы атаки в июле 2010 года и январе 2011. По мнению Лебовича, АКИМ использовала хаос не для борьбы с Каддафи, а для наращивания своего боевого потенциала. Где это оружие действительно могло иметь значение, так это на севере Алжира, где АКИМ в течение многих лет организует атаки на армию, «полицию» и «жандармерию» режима Бутефлика.
Зелин согласен с мнением Лебовича, однако считает, что это лишь один из аспектов более широкой картины. Он обращает внимание на медиа-кампанию АКИМ и на то, какую роль в Ливии могут сыграть моджахеды, ранее участвовавшие в Джихаде в Ираке.
С начала «арабской весны» АКИМ выпустила 7 заявлений на тему революций. Четыре относились к Ливии, 2 — к Тунису и одно — к Алжиру. Зелин отмечает, что обращения к тунисцам и алжирцам были опубликованы в январе. Таким образом, начиная с февраля (когда и начались протесты против Каддафи) внимание АКИМ обратилось на Ливию. По мнению Зелина, это демонстрирует сильный интерес АКИМ к ливийскому театру боевых действий, куда она могла бы вмешаться.
Зелин признаётся, что сначала испытывал сомнения — возможно ли, чтобы АКИМ начала действовать в Ливии. Первая причина состояла в непростых отношениях между Алжирской Исламской боевой группой (АИБГ) и Ливийской исламской боевой группой (ЛИБГ), которые сложились в период гражданской войны в Алжире. Зелин утверждает, что между двумя движениями произошёл конфликт. Другая причина состояла в том, что во второй половине 90-х режим Каддафи заключил в тюрьму большое количество моджахедов ЛИБГ и её лидеров, которых в последствие вынудили отказаться от идеологии Джихада.
Однако разрушение ЛИБГ и отход её лидеров в сторону «умеренности» ни о чём не говорит, пишет Зелин. Например, на Джихад в Ирак, который начался в 2003 году, очень активно выходили молодые ливийцы, средний возраст которых к тому времени составлял 22–23 года. То есть, эти мусульмане не могли участвовать в событиях второй половины 90-х, они не участвовали в ЛИБГ, не подвергались арестам, пыткам и т.д. На них не могли повлиять эти события и факты отказа лидеров и членов ЛИБГ от Джихада.
С другой стороны, очевидно, пишет Зелин, что отказ от Джихада был вызван пытками и принуждением со стороны режима Каддафи, и был неискренен, о чём в свою время говорил Амир «аль-Каиды» Шейх Айман аз-Завхири.
Как бы то ни было, сегодня в Ливии оформилось 2 поколения моджахедов. Первое — это участники событий 90-х, бывшие члены ЛИБГ, и новое поколение, которое восприняло «опасную», по мнению яхуда Аарона Зелина, идеологию «аль-Каиды» в Ираке. И этот двойной феномен, который был замаскирован при режиме Каддафи, после его падения вышел наружу.
Зелин уверен: это очень важно, и на это нужно обратить пристальное внимание. Он рассказывает, как несколько дней назад увидел в твиттере сообщение от журналиста «аль-Джазиры» Грегга Карлсторма, который проинформировал, что администратор официальной страницы ливийского восстания в «Facebook» («Интифада 17-го февраля») разместил последнее обращение одного из Амиров АКИМ Шейха аль-Хасана ар-Рашида Булайди. Зелин считает это «несомненно тревожным знаком».
Кроме того, в прошлую пятницу из СМИ он узнал, что над зданием суда в Бенгази был поднят флаг «аль-Каиды» в Ираке. Флаг представлял из себя чёрное полотнище с фразой «Ля иляха илля-Ллах».
Зелин пишет, что сначала он попытался себя упокоить — дескать, скорее всего это был просто «сувенир» из Ирака, да и сама надпись — это просто свидетельство веры, что могло служить знаком возрождения Ислама в обществе.
Однако в прошлое воскресенье джихадистские форумы опубликовали два видео, на которых были запечатлены колонны ливийских машин и демонстрации, участники которых несли флаги «аль-Каиды». Это заставило Аарона Зелина пересмотреть свою первоначальную реакцию, и это окончательно убедило его в том, что ливийские моджахеды восприняли идеологию «аль-Каиды» в Ираке.
***
И теперь это второе поколение джихадистов после смерти Каддафи начинает медленно поднимать свою голову и показывать силу на фоне хоса в Ливии.
***
«Есть ещё много белых пятен, и слишком рано делать какие-либо определённые выводы, но в дальнейшем за влиянием АКИМ нужно очень пристально следить», — заключает Аарон Зелин.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр