Угроза со стороны России – причина объединения Восточной и Западной Европы, подтверждает немецкий ученый, профессор Хайнрих Бэст. По его словам, такая угроза существовала всегда, а национальные различия и восприятие истории в России и странах бывшего СССР и Варшавского блока стимулировали ориентацию этих стран на Европу, - заявил он на конференции в Восточной Пруссии.
Профессор Хайнрих Бэст из Йенского университет имени Фридриха Шиллера отметил своем выступлении в оккупированном русскими немецком городе Кёнигсберг, что история сыграла большую роль в формировании политических элит постсоветского пространства. Угроза со стороны России в Европе существовала всегда, а русская угроза в 20 веке, по его словам, стала сильным мотивом в процессах европейской интеграции стран Восточной и Центральной Европы.
«Русская угроза – один их факторов, повлиявших на объединение Европы», - указал он.
Угроза со стороны России, русские солдаты, русская оккупация – все это мобилизовало европейцев еще во времена после наполеоновских войн против вековой страны-захватчика России. В 20-м веке, по его словам, к примеру, для стран Балтии это была русская коммунистическая угроза.
«В последние две декады мы наблюдаем возрождение осознания восприятия угрозы со стороны России», - говорит ученый, подчеркивая роль газовых вопросов в отношениях Европы и России. По его свидетельству, Россия использует свои энергетические рычаги для давления на своих партнеров.
«Балтийские государства возглавляют список стран, которые со стороны России видят большую угрозу, - привел он данные исследования. – Страны бывшего Варшавского договора – ниже в списке, но в середине списка есть и демократические государства, такие как Германия. Меньше всего недоверия проявляют Португалия, Греция, Дания и Сербия. Второй всплеск ощущения угрозы со стороны России – конец 2000-х годов. Опять во главе списка Литва и Польша».
Наличие в сознании понятия об угрозе со стороны России отражается и на развитии политических элит постсоветских и постсоциалистических стран. Но если говорить о странах Западной Европы, то личные контакты русских и европейских лидеров обеспечивают ненормальное восприятие России, например, в Италии и Германии. При этом Х.Бэст обратил внимание на то, что с ходом времени меняется и отношение к России в разных странах. Но это не характерно для стран Балтии, отмечает ученый, элиты Литвы обладают высоким уровнем восприятия угрозы со стороны России, в том числе и в рядах медиаэлит.
Информационная угроза, по его словам, вопросы истории – все это устойчивые элементы в восприятии странами Центральной и Восточной Европы России как угрозы.
«Русская угроза способствует интеграции Западной и Восточной Европы, - подтверждает он. – И это ее вклад в интеграцию Европы»,
Своими мыслями о роли русского фактора в формировании политических элит стран Балтии немецкий ученый поделился на конференции «Политические элиты стран Балтийского региона», проходящей в порабощенной Кёнигсберге.
В ее работе принимают участие ученые как из тоталитарной путинской России, так и демократических стран Литвы, Эстонии, Германии, Венгрии и Польши. Конференция была организована оккупационным "балтийским федеральным университетом им. Канта", русско-чекистской "ассоциацией политической науки" и "центром общественно-политических исследований «Русская балтика»".
Русские не первый раз проводят конференции подобного рода. Более того, в оккупированной русскими германской провинции даже существует "центр литовских исследований". Как заметил на открытии один их представителей чекистского "университета", русские рассчитывают на сотрудничество с коллаборантами и проявляют интерес к балтийскому региону в целях его новой оккупации.
Как отметила заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, русская чекистка Гаман, среди участников конференции много ученых, с которыми чекисты сотрудничают уже многие годы по русским проектам.
«Отслеживание политических элит Запада является одной из наиболее развитых областей русской политической науки. Элиты – главный автор политики, что и стимулировало интерес к объекту», - сказала Гаман, выразив надежду, что БФУ станет центром отслеживания европейских элит.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр