На текущий момент в Международный Комитет Красного Креста (МККК) поступило 2324 запроса о розыске от лиц, чьи родственники числятся пропавшими без вести на Северном Кавказе (Имарат Кавказ – КЦ). Такие данные северокавказское представительство МККК озвучило накануне Международного дня пропавших без вести, который отмечается сегодня, 30 августа.
Как отмечает МККК, на сегодняшний день проблема пропавших без вести является одной из наиболее серьезных гуманитарных проблем, возникающих в результате вооруженных конфликтов или иных ситуаций насилия.
"Тысячи людей из числа гражданских лиц, представителей вооруженных сил и сил безопасности, а также других лиц, принимавших участие в боевых действиях, пропали без вести в связи с вооруженными конфликтами и другими ситуациями насилия на Северном Кавказе. Есть также и лица, пропавшие без вести в результате военных действий, имевших место в Южной Осетии в 2008 году. Миллионы людей пропали без вести в ходе Второй мировой войны, более 200 советских военнослужащих во время войны в Афганистане", - говорится в сообщении Комитета Красного Креста, которое опубликовал "Кавказский узел".
Сегодня, выступая в роли нейтрального посредника, на Северном Кавказе МККК ведет "конструктивный и доверительный диалог со всеми заинтересованными органами, организациями, учреждениями и лицами, работающими по вопросу пропавших без вести".
По словам главы представительства Международного Комитета Красного Креста в Чеченской Республике и Республике Дагестан Жака Барбериса, масштаб проблемы пропавших без вести в Имарате Кавказ значителен.
Родственники пропавших без вести очень часто встают перед необходимостью выстраивать свою жизнь заново
В качестве примера Барберис привел многодетную семью из Гудермеса. "Отец пятерых детей пропал без вести, когда дети были еще маленькие, и матери пришлось одной поднимать их. Узнав о возможности получить помощь в МККК, Зина пришла к нам с заявкой на микроэкономический проект, - рассказал он. - Когда-то она занималась пошивом одежды, но так как муж являлся основным кормильцем семьи, оставила это занятие и посвятила себя детям. Однако случившаяся трагедия и, соответственно, последовавшее за этим тяжелое материальное положение, заставило ее вновь вернуться к забытому ремеслу. Но не было никакой возможности начать свое дело. Эта семья подошла по всем критериям МККК и была обеспечена необходимым оборудованием и материалами. Вот уже год как Зина занимается пошивом и ремонтом одежды и говорит, что это достаточно ощутимая поддержка для ее большой семьи".
Говоря о результатах работы МККК по вопросу пропавших без вести, Барберис заметил, что сотрудники Комитета хотят "того же, чего хотят абсолютно все родственники - получить ответы".
"Но мы пока не можем решить эту проблему, и не сможем, пока не будет соблюдено базовое право семей пропавших без вести - право знать. Настоящий результат мы получим тогда, когда семьи, которые не имеют никакой информации о своих близких, получат ответы на интересующие их вопросы, - подчеркнул он. - Процесс идет, но информации не хватает. Я с сожалением должен констатировать тот факт, что из 2 324 человек, которые зарегистрированы в списках МККК как пропавшие без вести, нашлись пока только единицы. Люди хотят знать, что случилось, и это их право".
КЦ