«Закрыта до пятницы. Мечеть работает по пятницам». Объявления такого рода появились на закрытых мечетях Нальчика незадолго до событий 13 октября 2005 года. Событий, ставших уже историей — из которой власть придержащие так и не смогли, или не захотели, сделать никаких выводов… Про кровавый нальчикский октябрь я вспоминала совсем недавно, читая про избиение в Карамахинском отделении полиции жены убитого Юсупа Яхьяева, находившейся на шестом месяце беременности, — в сентябре 2005-го точно так же избивали в Нальчике беременную мусульманку, приговаривая: «А ты что, думала, будешь ваххабитов здесь спокойно рожать?!»
Но вернемся к мечетям. Точнее, ко вполне конкретной мечети, расположенной в селе Советском Магарамкентского района, прихожане которой были избиты и унижены полицейскими три с небольшим недели назад.
31 мая 2011 года в Советском, по инициативе правоохранительных органов во главе с начальником РОВД Магарамкентского района Шакиром Омаровым, в здании сельского клуба состоялось очередное собрание. Несмотря на то, что собрание было высокопарно заявлено как «сход села», по существу оно больше напоминало сходняк для избранных. Присутствовали там помимо Ш. Омарова и другие одиозные герои нашей прошлой публикации, причастные к безобразной травле своих молодых односельчан: отставной имам Сулейман Пашаев, директор школы Сидикуллах Ахмедов и его «заслуженный» коллега Рустам Карибов. Были и другие «уважаемые и интеллигентные» люди, прошедшие строгий отбор. Ни имам Саид Герейханов, ни большинство пострадавших мусульман в здание клуба не пропустили выставленные у входа вооруженные полицейские.
Сначала выступавшие клеймили позором пресловутую гидру «ваххабизма», призывая, подобно бывшему учителю родного языка Микдаду Вагуфовичу Нуралиеву, не дать превратить родное село во второе Карамахи. Затем с набором собственных фобий выступил директор школы, заявивший, что прихожане мечети собираются взорвать подведомственное ему заведение и уже купили для этой цели гранаты. На просьбу одного из присутствующих привести факты, Сидикуллах Ахмедов сообщил, что слухи об этом давно гуляют по селу. И если на предыдущем собрании мусульман обвиняли в продаже двух девятиклассниц в Турцию для занятий проституцией, то теперь появилось новое «доказательство» экстремистской и противоправной деятельности исламской общины села Советское — убитый накануне в селении Целегюн полицейский. И неважно, что конфликт в Целегюне, закончившийся трагедией, произошел на бытовой почве и никакой религиозной подоплеки не имел…
Шакир Омаров в очередной раз заверил собравшихся, что никакого избиения их односельчан не было, иначе, мол, избитые находились бы в клубе. О своих коллегах, не пустивших пострадавших в клуб, начальник РОВД умолчал. Да и зачем это было озвучивать — все участники этого балагана и без того прекрасно знали и о причине отсутствия молодежи, и о том, как их «не избивали». Справедливости ради стоит отметить, что нашелся человек, который чуть не испортил весь спектакль — учитель истории Сефер Кельбалиевич Манафов попытался сказать об избиении одного из своих учеников. Продолжить ему не дали; с криками, что растопчет его, на него набросился тренер по дзюдо Аким Пенжалиев, а подошедшие сотрудники полиции, угрожая учителю расправой, вывели его из зала.
Сразу после этого фантасмагорического мероприятия, группа добровольцев под руководством Сулеймана Пашаева направилась в мечеть, сменила замок на входной двери и закрыла её.
К магрибу однако к мечети подъехали бывший участковый Ямудин Алиев и глава администрации села Сергей Хидиров. Мечеть открыли, ключ отдали молодежи. Сергей Хидиров заверил мусульман, что мечеть закрывать не будут, а в четверг пройдет еще одно собрание, на котором постараются прийти к согласию с молодежью. Говорят, что такие удивительные перемены к лучшему были вызваны звонком из Махачкалы.
Неужели, где-то во власти еще брезжит благоразумие? — мелькнула в моей голове робкая надежда. Но не тут-то было. Мечеть закрывать, правда, не стали. Так же, впрочем, как и искать компромисс с молодежью. «Компромисс» был назначен сверху и заключался в том, что хутбы по пятницам будет читать Сулейман Пашаев, а имамом на намазе будет Саид Герейханов. Поскольку ни одну из сторон такой вариант на данный момент не устраивает, можно лишь задаваться вопросом, долго ли продлится такое положение вещей…
Тем временем, в СМИ началась информационная кампания по дискредитации пострадавшей молодежи. Основой для этой кампании стало уже описанное мной «собрание села», на котором присутствовала майор полиции, заместитель начальника отдела информации и общественных связей управления МВД России по Дагестану Убайдатова Фатима Алиевна. Она и положила начало распространению новой версии событий 13 мая. Версии абсолютно психоделической, в которой рассказы об «опытах над детьми» соседствуют с абсолютно непередаваемым изумлением, с которым майор полиции отреагировала на прозвучавшее в вопросе журналиста слово «экспертиза», а обвинения правозащитников в «ваххабизме» — с рассуждениями о возможностях фотошопа. Как и следовало ожидать, «официальную версию» тут же подхватило телевидение, «Вести-Дагестан» уже второй день транслируют посвященный этому сюжет.
Вместо того, чтобы искать пути «согласия и примирения», официальные структуры предпочитают и дальше нагнетать атмосферу вокруг и без того пострадавших от несправедливости людей.
Что-то мне всё это напоминает… Ах да, я уже говорила, что именно…
Фатима Тарасова