В последнее время нередки случаи, когда в офис Правозащитного центра «Мемориал» обращаются родственники заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в других регионах России. Все эти жалобы объединяет одно: заключенных, выходцев из Северного Кавказа, преследуют по национальному признаку. Рассказывает руководитель ингушского отделения «Мемориала» Тимур Акиев.
Иса Кодзоев, известный ингушский писатель, в прошлом диссидент, в который раз обращается в правозащитные организации с просьбой защитить интересны его сына Кодзоева Зялмаха. Зялмах был осужден в 2004 году. В настоящее время отбывает наказание в ИК №17, расположенной в поселке Озерный Республики Мордовия. На протяжении нескольких лет от Кодозева Зялмаха поступают жалобы на неправомерные действия сотрудников исправительных учреждений, преследующих его по национальному признаку и за религиозные убеждения.
В этот раз жалоба поступила на заместителя начальника УФСИН Республики Мордовия господина Нецкина. В конце апреля господин Нецкин посетил колонию в поселке Озерный и без объяснения причины назначил Кодзоеву Зялмаху 15 суток карцера. Но не этот факт возмутил Ису Кодзоева, так как подобного рода необъективные наказания его сыну назначают не в первый раз. Возмутили и обеспокоили слова высокопоставленного чиновника Службы исполнения наказания.
Во-первых, господин Нецкин пообещал заразить Зялмаха Кодзоев СПИДом, притом что, будучи в заключении, Зялмах заболел туберкулезом и получил обострение язвенной болезни желудка.
Во-вторых, господин Нецкин выразил недовольством родственникам осужденного, которые слишком часто приезжают к нему на свидание, заметив, что дороги в Мордовии плохие и опасные, и что родные Кодзоева однажды могут не доехать живыми.
И, в-третьих, он пообещал устроить проблемы всем родственникам Кодзоева в самой Ингушетии.
Действительно есть от чего прийти в беспокойство, если замначальника республиканской службы исполнения наказания приезжает в одну из 17 колоний этого края и акцентирует свое внимание на одном из нескольких сотен заключенных.
Возможно, причина в том, что Кодзоев Зялмах, осужденный на 24 года лишения свободы, не смирился с тем наказанием, которое определил ему суд. С момента вынесения приговора он продолжает писать жалобы на пытки, которые применялись к нему в ходе следствия, и на несправедливое правосудие. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты, в 2005 году Кодозев Зялмах подал жалобу в Европейский суд по правам человека.
Также Кодзоев Зялмах, уже будучи в заключении, мог вызвать раздражение настойчивым отстаиванием своего права на свободу вероисповедания и выполнения всех обязательных молитв в соответствии с канонами мусульманской веры.
Разумеется, все эти факты должны стать объектом прокурорской проверки, однако Иса Кодзоев не верит в ее объективность. Он написал открытое письмо господину Нецкову, в котором, в частности, пишет: «В Ваших руках судьбы десятков тысяч заключенных, вверенных Вам государством для исполнения наказания, определенного судом разных инстанций. Среди этих несчастных есть заядлые преступники, есть просто оступившиеся, есть и безвинно осужденные... Этих людей лишили гражданских прав, но не лишили прав человеческих. Непонимание этого постулата — Ваша беда».
КЦ