Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
«…Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми». (Корова, 2:250)
Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Переписывая листы различных копий Корана, я потерял один айат из суры “Сонмы”, который часто слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и смог найти его только у Хузаймы бин Сабита аль-Ансари, свидетельство которого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приравнивал к свидетельству двух человек. В этом айате говорилось: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету.» (Бухари, 2807).
Как известно, книга Аллаха ниспослана на все времена, и истории свойственно повторятся, приобретая различные окраски человеческих подвигов и поражений. Верующих, упомянутых в данном аяте, в наше время, в ситуации оборонительного джихада можно условно разделить на несколько групп. В одной из них мы видим тех, кто уже принял мученическую смерть разными путями, в другой тех, кто продолжает усердствовать в выполнении завета заключенного с Аллахом. «А что касается всех остальных, то они могут иметь облик мужчин, но из-за своих качеств не достойны называться настоящими мужчинами» (Абду-р-Рахман ас-Саади, тафсир суры «Сонмы», аят 23).
Вспоминая первую группу, выполнивших приказ Аллаха, невольно всплывают картины прошлых дней, сердца верующих покрываются грустью и тоской, плавно переходящей в размышления о своем положении перед Всевышним.
Грусть, наверное, от того что нет нас среди тех, кто услышал и повиновался, и ушел чистым как ребенок из проклятой дуньи. Тоска по тем братьям, посредством которых Аллах даровал возможность узнать истину, когда мы собирались в местах поминания Аллаха, обмениваясь аудио и видео проповедями, книгами, познавая суть религии Аллаха. Возможно, они полюбили Аллаха больше остальных, и Аллах полюбил их, забрав к себе раньше всех. Быть может, желая встречи с Ним, они когда-то сделали дуа и получили на него ответ, оставив нас… Мы надеемся ещё встретиться с ними, и если в дунье мы вместе вспоминали о рае, иншааллах, в раю, собравшись, вспомним дунью.
Живые герои, они никогда не умрут. Их имена кровью вписаны в историю возрождения джихада на территории Имарата Кавказ.
Они выступили в первый, наиболее сложный во всех планах период времени и далеко не каждый может пойти на подобный шаг, а в ответ Аллах возвысил их над остальными, сказав: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого» (Железо,57:10). Абду-р-Рахман Ас-Саади в тафсире этого аята, говорит что «одни праведные дела превосходят другие в зависимости от их величины, обстоятельств и степени искренности. Мусульмане, которые делали пожертвования и сражались на пути Аллаха до победы над язычниками, лучше тех мусульман, которые делали пожертвования и сражались после этой победы».
Несмотря на все эти обстоятельства, мы видим, как джихад вжился в их плоть и кровь, вместе с рвением возвысить слова Аллаха на этой земле, по их словам и завершению дел.
«Господь обрадует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и Райских садах, в которым им уготовано вечное блаженство» (Покаяние, 9:21)
Нам достаточно того, что в нашей памяти есть живые герои как прошлого, так и настоящего времени для подражания и продолжения начатого ими дела.
Мне часто вспоминаются слова имама Ибн аль-Мубарака:
“Джихад – это дверь, которую Аллах не открывает никому, кроме избранных, приближенных Своих рабов” (Мукъаддима аль-Инджад, 1/27). В них, возможно, и кроется ответ на все вопросы, сомнения и оправдания. И если любой из нас задумается над этим должным образом, вспоминая тех, кого уже нет и тех, кто уже в пути, какими были их качества и стремление к довольству Аллаха, он поймет, что прав был имам, написавший первую книгу, целиком посвященную джихаду. Далеко не всем суждено попасть в эту группу, а Аллах знает того, «…кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию…» («Железо», 57:25).
Прекрасно выразился сказавший в укор неверным:
«Какой трудной не была потеря для нас, весь этот джихад, вся эта борьба продолжается только из-за того что Аллах укрепляет и поддерживает нас, не больше и не меньше. …Даже если мы станем шахидами, Аллах приведет лучший народ, более лучших людей, чем мы, для того чтобы освободить эти земли от куфра, для того чтобы на этой территории восторжествовал закон Аллаха» (Саид абу Саад о шахаде амира Абду-ль- Азиза).
И если в первой группе говорилось о тех, кто покинул нас, то вторая группа все еще находится с нами, и по мудрости Аллаха испытана: борьбой на пути Аллаха, пленением, болезнями и тяжелыми ранениями, отсутствием связи и другими подобными испытаниями, они те, «которые еще ожидают своего череда, то есть продолжают исправно выполнять свой долг и надеются умереть с твердой верой в душе. Они ни в коей мере не нарушают обещания, как это делают лицемеры и маловеры, то есть не убегают от своих обязанностей и не допускают упущений. Они являются настоящими мужчинами» (Абду-р-Рахман ас-Саади, тафсир суры «Сонмы»: 33, аят 23).
«Неужели вы полагали что, вас оставят (что вы не будете подвергнуты испытанию) пока Аллах не распознает тех из вас, которые сражались и не избирали себе помощников, кроме Аллаха, Его посланника и верующих? Воистину Аллах ведает о том, что вы совершаете.» (Покаяние, 9:16).
Несомненно, джихад является великим испытанием и милостью Аллаха для верующих и тяжесть испытаний возрастает соответсвенно с увеличением веры и «поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед…» (Ат-Тирмизи 2396, Ибн Маджах 4031) «…И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания…». (Ат-Тирмизи 2/64, Ибн Маджах 4023, Ибн Хиббан 2901.)
В последнее время мы вынуждены наблюдать за участившими пленениями братьев муджахидов и это конечно огорчает наши сердца, бесспорно, плен - великое испытание и мудрость Аллаха, с которой верующие сталкивались во все времена. И сколько бы слов не писалось о плене, почувствовать его трудности, находясь вне стен тюрьмы, не сможет никто кроме тех, кто лично прошел сквозь эти врата. И если человек призадумается об окружающем его мире, он поймет что, «этот мир тюрьма для верующего…» (Муслим). Получается, что все мы находимся в плену, в плену этого мира в котором ждем завершения отведенного в нем времени, а лучший из пленников это муджахид на пути Аллаха, который претендует на двойную награду за двойное пленение.
Ибн Аль-Кайим, да смилостивится над ним Аллах, описывая шейху-ль-ислама Ибн Таймийю, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Когда он зашёл в тюремную крепость и посмотрел на её высокие стены с внутренней стороны, что он сказал? Может, вы думаете, что он испугался? Или может, сказал: Я готов к переговорам? Или же: Я готов отступить от того убеждения, которое я выражал публично перед всеми людьми, и к которому я призывал людей? Нет. Он посмотрел на стены, и сказал: «И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность её — милосердие, а наружность со стороны её — наказание)» ( Железо, 57:13)
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия умер в тюрьме. Рассказывал его брат: «Мы с братом повторили Коран 80 раз и, когда он дошел до 81 раза он умер, читая слова Всевышнего: «Воистину, богобоязненные пребудут в райских садах и среди рек на троне истины возле Всемогущего Властелина» (Луна, 54:54-55). (см. «Глубокая убежденность в истине», Халид ибн Усман ас-Сабт).
Мы не перестаем удивляться стойкости, глубокой убежденности и правдивости наших праведных предшественников и надеемся, что впоследствии придут те кто будет вспоминать о наших братьях муджахидах на ряду с такими великими людьми, жизнеописания которых для нас пример и мудрое наставление. Имам Ахмад сказал: «Изучение и поиск хадисов на столько отвлекло меня от заучивания и повторения Корана, что я забыл многое из него, и я обратился к Аллаху с просьбой: «О Аллах, даруй мне возможность заучить Коран», но в своем дуа я не сказал: « Дай мне это путем благополучия» и получил ответ на свое дуа, выучив Коран только тогда когда оказался в тюрьме и в наручниках.» (см. «Завещание Имама Ахмада ибн Ханбала) . Из этого наставления очевидно, что если человек делает дуа, он должен следить чтобы это дуа было правильным, и если просить у Аллаха что либо-то, просить это в благополучии добрым путем, потому что мы не знаем каким путем получим ответ на него. Быть может, оказавшись в тюрьме как имам Ахмад , посредством болезни, других бед и несчастий. А если даже и постигнет мусульманина несчастье, мы твердо убеждены, что «…Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов». (Бухари, 5641)
Небольшое отличие от плена имеет случай, когда верующие всей душой стремящиеся отдать свою душу на пути Аллаха, лишены такой возможность из-за причин изложенных в аяте 17 суры «Победа», где Аллах перечислил причины, в связи с которыми мусульманин может остаться дома и не участвовать в джихаде. Это — слепота, хромота или другая болезнь, которая не позволяет человеку участвовать в джихаде. (см. тафсир Абд ар-Рахман ас-Саади). Каких же размеров может бы награда, ведь сколь много хадисов пришло о достоинстве тех кого Аллах испытал болезнями и бедами. И приведем здесь один из них в котором говорится что, «Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения». (Абу Я’ля 4/1447, Ибн Хиббан 693.)
Какими бы ни были испытания, будь они пленом, болезнями, отсутствием связи и т.п., джихад остается индивидуальной обязанностью в сердцах тех, кто искренне любит Аллаха и Его посланника (мир ему и благословения), подтверждая свою правдивость намерениями, словами и деяниями по мере своих сил и возможностей. А «Кто искренне просил у Аллаха шахаду, доведет его Аллах до степени шахидов, даже если он умрет на своей постели» (Муслим, 3532).
Сказал имам Аль-Куртуби: «Этот хадис указывает на … то, что воистину, кто имел намерение на какое либо из благих деяний, однако не получилось у него сделать в соответствии с этим намерением по причине оправдания, будет в статусе того, кто приступил к этому делу, и совершил его» (см. «Аль-Муфхим», 12-56)
Относительно третьей группы, резкое, но справедливое высказывание о которой шейха Абду-ар-Рахмана ас-Саади (да помилует его Аллах) мы упомянули в начале этой работы, хотелось бы напомнить слова шейха Абдуллы Аззама (да помилует его Аллах): «…В наше время нет разницы между оставившим джихад и оставившим намаз, пост и закат, а Аллаху об этом известно лучше. Я считаю, что всё население земли в ответе перед Аллахом и что никакое дело, будь то распространение религии, учёба или что-то другое не может спасти от ответственности за оставление джихада. Каждый мусульманин является грешником за то, что не носит оружие на пути Аллаха. Кроме тех, кого Аллах освободил от этого…» ( см. «Завещание нуждающегося в милости Аллаха, Его раба Абдуллы Аззама»).
И напоследок хотелось бы обратиться к братьям далеким от джихада, просить у Аллаха убежденность и осознание в том, что джихад сегодня индивидуальная обязанность, наподобие остальных обязательных видов поклонений. Ведь мы стараемся выполнять молитву в свое время и чувствуем греховность небрежного отношения к ней, так почему же мы не чувствуем подобное по отношению к джихаду? Возможно, как сказал один человек, «мы верим, но не уверовали должным образом!». А может быть и из-за того что: «Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит! И кто скупится на имущество, чтобы расходовать его; боится врагов, чтобы сражаться с ними; и не способен выстаивать ночные молитвы, пусть чаще говорит: “Слава Аллаху”, “Хвала Аллаху”, “Нет Бога кроме Аллаха” и “Аллах Велик”». (см. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2714) . А Аллаху известно об этом лучше.
И Хвала Аллаху, Господу Миров
Ибн Адам