Иностранная пресса в очередной раз пытается разобраться в хитросплетениях политики кремля и анализирует, с чем связаны и насколько серьезны претензии Медведева на самостоятельность и независимость от своего наставника и старшего по тандему Путина. Пресса, учитывая прошлый опыт России, уверена, что президентские выборы 2012 года пройдут безболезненно, а решение о том, кто будет баллотироваться, примет Путин, тогда как Медведев нужен ему как гарант спокойной жизни на пенсии. Обзор статей зарубежной прессы подготовила InoPressa.
The Wall Street Journal считает, что Путин постепенно сдает власть либеральному крылу во главе с Медведевым. "Придет момент, когда силовики, включая Путина, сочтут, что лучше комфортная и долгая жизнь на пенсии, чем каждодневная борьба за политическое господство", - предрекает автор статьи.
Тогда Путину потребуется стратегия передачи власти, которую одобрит население. "Именно поэтому Путин лишь исказил демократический процесс, а не разрушил его полностью", - поясняет автор. В этой схеме Медведев - ключевая фигура, потому что Путин полагает, что вокруг него со временем образуется более либеральный, но все же лояльный противовес национал-консерваторам.
Но сначала Медведев должен завоевать доверие к себе, а это сложно в стране, тонко чувствующей реалии власти. "В ближайшие полгода Медведев должен каким-то образом продемонстрировать россиянам и молодому поколению чиновников, что может кое-что изменить, но не слишком стремительно, чтобы не напугать старую элиту", - заключает автор.
В России переход от автократической империи к более плюралистичной, современной и динамичной модели отнимает десятилетия, пишет The WSJ. Для Путина этот переход - дело жизни, считает автор статьи, но и он сознает, что рано или поздно руководство надо передать следующему поколению.
"В течение 10 лет Путин с экстраординарной энергией руководил национально-консервативной контрреволюцией, и успешно, - утверждает журналист. - В те годы не было места для терпимости к инакомыслию. Олигархи и губернаторы, захватившие богатство в 1990-е годы, в том числе Ходорковский, относились к демократии и верховенству закона не более добросовестно, чем клика Путина".
В связи с этим автор не верит, что Путин и Медведев будут открыто состязаться на президентских выборах или что Путин лишится старшинства в тандеме. "Они по-прежнему будут пользоваться реальной властью, - полагает автор. - Единственная перемена, в которой можно быть по-настоящему уверенным, - смена поколений, да и она будет очень постепенной".
The Global Post также считает, что окончательное решение по президентским выборам и тому, кто будет баллотироваться, все-таки примет Путин, но члены тандема ни в коем случае не пойдут на выборы вдвоем.
Издание выдвигает распространенную версию о некоем третьем кандидате, который появится ближе к выборам. "Тогда ближе к финалу оставалось три кандидата - Медведев, Сергей Иванов и неведомая "темная лошадка". На сей раз тот же расклад, только "кандидаты" - Путин, Медведев и неведомая "темная лошадка". Познакомьтесь с российским стилем демократии: пелена неопределенности создает видимость дебатов, скрывающую тот факт, что решение будет принято одним-единственным человеком", - замечает автор статьи.
Тандем заставил Запад вспомнить о холодной войне, когда ЦРУ искало скрытый смысл в каждом шаге ЦК России.
Financial Times признает, что Запад, как и российская общественности, оказался в растерянности из-за неопределенности перед выборами. Сегодняшнее гадание по кофейной гуще напоминает "кремленологию" времен холодной войны, когда армии аналитиков ЦРУ раздумывали над тем, кто на каком месте находился на трибуне во время майских парадов, отмечает издание.
"Если кто-то говорит вам, что знает, что происходит, он лжет", - сказал в интервью Financial Times высокопоставленный кремлевский источник. По словам чиновника из команды Путина, как премьер-министр, так и президент заинтересованы в том, чтобы все гадали. В тот момент, когда один из них станет кандидатом, власть второго сократится. "Ни один из них не хочет, чтобы другой был "хромой уткой", - отметил он.
Александр Ослон, глава фонда "Общественное мнение", заявил, что, несмотря на разногласия, оба политика явно находятся в одной команде, "как генеральный директор и председатель совета директоров крупной корпорации". "Конечно, они расходятся во мнениях, иногда публично, но это нормально", - добавил он.
КЦ