В свете последних событий в арабском мире в целом и в Йемене в частности многие высказывают различные мнения относительно того, чего же опасается руководство США. Есть очень много различных мнений, среди которых самую главенствующую роль занимает тезис «Вашингтон боится «аль-Каиды» в Йемене».
Об этом говорят многие, и у приверженцев данной позиции есть достаточно веские причины и наглядные доказательства. Своими мыслями на этот счёт поделился и эксперт российского института Ближнего Востока Павел Рябов. Он считает, что даже несмотря на обилие иных угроз, в том числе распад Йемена на составные части, отделение Южного Йемена, который имеет все шансы «уйти в свободное плавание», главная угроза исходит от бойцов «аль-Каиды». Павел Рябов пишет (текст публикует UmmaNews с небольшими правками):
«Чего же так боятся в Вашингтоне? Прежде всего «аль-Каиды». Захват моджахедами фактического контроля над провинцией Абьян, активное присутствие в протестном движении „фигуры из чёрного списка“ шейха Зиндани, да и вообще отчётливая перспектива прихода во власть в результате ухода Салиха происламских сил (пусть и умеренных) из „Ислаха“, пугает американцев. Пентагон и ЦРУ наперебой убеждают администрацию президента в том, что Салих, каким бы „сукином сыном“ он не был, является единственной фигурой, с которым можно иметь дело в деле сдерживания исламского движения.
В Вашингтоне в этой связи предпочитают следующую схему действий. Салих позволяет в своём нынешнем „руководящем статусе“ дистанцировать салафитов от власти. …
При этом через него достигается контроль за ситуацией в целом, если не считать эпизодических моментов её выхода из-под контроля, как это произошло в случае с эсминцем „Коул“ или нападением на британских дипломатов. Но это частности, которые можно локализовывать, гораздо опаснее будет, если салафиты придут к верховной власти, или Йемен распадётся на различные анклавы. Понимать, что там происходит и как-то воздействовать на ситуацию в них будет предельно сложно, если вообще реально.
И тогда проповедник Анвар аль-Ауляки станет для страны обычным явлением и размножится в геометрической пропорции. Здесь Пентагон приводит в пример тот же Ирак. И правильно. США боятся появления второго Афганистана со своей „зоной племён“. Тем более, что Пентагон категорически отказывается вводить в Йемен американские войска и вообще старается дистанцироваться от любого подобного рода операций. И последние ливийские события тому наглядный пример.
Плюс опасения за судьбу своих баз радиоэлектронной разведки и финансовые затраты, которые американцы вложили в обучение и подготовку местных „борцов с терроризмом“.
Вот основные причины, согласно которым Вашингтон старается не замечать массовых убийств и диктатуры Салиха. Тем более, когда „за спиной“ Афганистан, Ирак и Ливия. Такую позицию иллюстрирует и отношение американцев к финансовым авуарам йеменского лидера, которые по большей части размещены в американских банках и фондах. Никто и нигде даже не заикнулся в Конгрессе или Сенате США об их замораживании».
При этом правда (несмотря на наличие и других угроз), заметим, что в таблице приоритетов для американцев выше стоит всё-таки угроза „аль-Каиды“. Её усиление на Аравийском полуострове рассматривается как первый этап падения монархий Персидского залива, и, прежде всего в Саудовской Аравии, и установления в них салафитской власти. А это основной экспортёр углеводородов в США. При таком развитии событий никакое военное вмешательство уже не поможет, и Пентагон в этом уже убедился в том же Афганистане.
Отдел мониторинга
КЦ