Расходование на пути Аллаха

Хвала Аллаху Господу миров, Который послал Своего посланника с мечем перед наступлением Судного дня, и сделал его пропитание под тенью копья, и наслал униженность на тех, кто противоречил тому, с чем он пришел, да благословит Аллах и приветствует его, его семью, сподвижников и тех, кто последовал за ним вплоть до Судного дня. Среди них есть те, кто выполнил свои обязательства (стал шахидом на пути Аллаха) и есть те, кто еще ожидает, но ни как не изменяет своему завету.

И затем:

В наше время мусульмане во всем мире ведут оборонительный Джихад против кафиров из числа мушриков (многобожников), евреев и крестоносцев и их приспешников, из числа мунафиков (лицемеров). Мы видим, и вся хвала принадлежит Аллаху, что мусульмане возвращаются к своей религии и многие из них хотят встать под знамя Джихада, для возвышения Слова Аллаха во всем мире и унижения слов тех, кто не верует.

Наши амиры на данном этапе борьбы, выбрали путь затяжной войны, так как это является верным, иншаАллах, путем для выматывания сильных стран,  таких как русня и америка. И как сказал Докку, а до него и другие амиры, что они не испытывают недостаток в людях, однако существует нехватка в средствах, так как каждого муджахида надо содержать, одевать и вооружать. Каждый выстрел в сторону врага стоит копейку, каждая зимовка обходится денег и т.д.

Поэтому я решил подготовить эту не большую работу, основанную на переводе некоторых глав из книги ибн Нуххаса "Машари1у ль-Ашвак". Я буду стараться избегать перевода недостоверных хадисов и тех хадисов или риваятов, которые повторяются.

О, Аллах, сделай этот труд искренним ради Тебя, и прибавь мне посредством него хасанатов в Судный день. Воистину если бы не Аллах, то мы бы не пошли прямым путем, и не постились бы и не молились. Так дай же нам спокойствие и укрепи наши стопы, когда мы встретимся с врагами. Воистину многобожники напали на нас и если они захотят, что мы вернулись к куфру мы откажемся!

Сказал ибн Нуххас (ст. 291, издание Дару ль-Башаиру ль-Исламия): Глава 10. Об остережении от жадности в расходовании на пути Аллаха Всевышнего, и о том, что пришло в обещании сильного наказания за это.

Сказал Аллах: "Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель". (аль-Бакара; 195).

Передает имам аль-Бухари и ибн Аби Хатим и другие в толковании слов Всевышнего Аллаха:

"не обрекайте себя на гибель", о том, что Хузайфа ибн аль-Йаман сказал: «Имеется в виду: Путем оставления расходования на пути Аллаха».

Сказал ибн Аби Хатим: "Подобное также передается: от ибн Аббаса, Икримы, аль-Хасана, Муджахида, Ата, Саида бин Джубайра, Абу Салиха, ад-Даххака, ас-Сидди, Мукатиля бин Хаййана и Катады".

Сказал Всевышний: "Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!" (ат-Тауба; 34-35).

И так же сказал: "Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах - богат, а вы - бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам." (Мухаммад; 38).

Сказал Всевышний: "Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха?" (аль-Хадид; 10).

Имам аль-Куртуби сказал: "Смысл этого аята: какая вещь мешает вам расходовать на пути Аллаха, вы смертны, вы все равно лишитесь этого имущества и оно возвратиться к Аллаху. Эти  слова заключают порицание за оставление расходования (на пути Аллах), "тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли". Т.е. они возвращаются к Аллаху после вымирания тех, кто в них (небес и земли), подобно тому, как наследство возвращается к своему владельцу".

Передал Ат-Табарани и Ахмад (также сказал аль-Хайсами: "Передатчики хадиса достоверные") о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто завязал (мешок) с золотом или серебром (т.е. тот, кто занимается накоплением) и не израсходовал его на пути Аллаха, то оно будет превращено в Судный День в угли, которыми этого человека будут прижигать".

Передал Абу Давуд и ибн Маджа со слов Аби Умамы о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кто не вел газават сам, или не приготовил муджахида, или не заменил его в семье, (в то время как он был на джихаде), то его постигнет бедствие еще до Судного дня".

Передается со слов Асляма Абу Имрана, который сказал: "Мы вышли с газаватом из Медины в сторону Константинополя и нашим амиром был Абдуррахман бин Халид бин Валид. Римляни выстроились, прислонившись к стенам своего города, а из нашей армии вышел мужчина и напал на врагов. Люди сказали: "Ох, ох, Ля иляха иллаллах, он кинул себя на погибель собственными же руками. "Тогда Абу Аййуб аль-Ансарий сказал: "Поистине, этот аят был ниспослан  по поводу нас - ансар, когда Аллах дал помощь Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и возвеличил ислам, мы сказали: "Давайте займемся нашим имуществом и приведем его в порядок". Тогда Аллах ниспослал: "*Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель"*. Бросание же себя на погибель собственными руками - это наше занятие имуществом и приведение его в порядок, и оставление Джихада".

Сказал Абу Имран: "Абу Аййуб не переставал вести Джихад на пути Аллаха до тех пор, пока не был похоронен в Константинополе". Этот хадис передал Абу Дауд, ат-Тирмизи и назвал его достоверным, так же его передали ан-Насаи, ибн Хиббан в своем сборнике достоверных хадисов и аль-Хаким, который сказал: "Достоверный на условиях аль-Бухари и Муслима". [1]

Дошло от множества передатчиков о том, что Абу Урва аль-Хамадани сказал: "Погибель - это оставление расходования на пути Аллаха, если же мужчина броситься в одиночку на врагов, даже если их будет десятки тысяч, то это ему не повредит (т.е. в Судный день)". Так же эти слова передаются и от других салафов (праведных предков).

И Аллах знает лучше.

Расходование на пути Аллаха бывает: расходование на себя, на свое верховое животное и на других муджахидов, в виде покупки оружия, снаряжения и средства передвижения или то, что требуется из силы; так же расходование на семьи муджахидов, в то время, когда они на Джихаде и т.п. Все это из высочайших поклонений Аллаху, величайших приближений к Аллаху, достойнейшее из садака (пожертвование). Шайтан не старается сбить человека от любого расходования так, как старается сбить его от расходования на пути Аллаха. Это по тому, что он знает, какая в этом деле великая награда и достижение высочайших степеней, посредством его выплаты; и какое наказание приготовлено тому, кто жалеет свое имущество для этого. В этом ему помогает скупость душ, отсутствие привычки и незнание того достоинства, которое не счесть. Особенно это в наше время (прим.пер: во времена Ибн Нухаса), когда исчезло понятие Джихада, не оставив и следа, отсутствие его в нашей стране, редкость его в том виде, которым можно было бы довольствоваться. Нет силы не у кого, кроме Аллаха, и нет пути для того, что бы выплатить что-то из имущества, кроме как с помощью Аллаха Сильного, Могущего, против шайтана, который грозит человеку бедностью и повелевает страсти, Аллах же говорит: "Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел". (Саба; 39)

Иногда же человек может победить шайтана в своем выходе на Джихад на пути Аллаха, но не может совладать с ним в обильном расходовании, хотя он способен на это, из-за того, что шайтан наущает говоря: "Если ты вернешься с Джихада, то ты не найдешь себе имущества, и возможно ты будешь ранен, или будешь ограблен, заболеешь. Вернешься бедняком, у которого ни чего нет. Нет у тебя средств, для того, что бы завести семью. Так оставь же свое имущество, до тех пор, пока не вернешься. Стремись расходовать столько, сколько сможешь и т.п. ". Поистине, к этому наущению прислушивается тот, у кого было тайное стремление, о котором он сам и не знает, а точнее любовь к возврату в эту жизнь, ненависть к гибели ради Аллаха, скупость к полной отдачи на пути Аллаха. Если бы он укрепился в стремлении шахады (мученической смерти) на пути Аллаха и был бы правдивым в ее получении, то не думал бы о том, что будет, вернувшись, так как его душа никогда не думала бы об этом. Поэтому салафы (праведные предки) ломали ножны своих мечей при встречи с врагами и выбрасывали их, будучи уверенными, что эта битва для них будет последней. Это потому, что их сердца переполняла любовь к шахаде, сильное желание встречи с Аллахом и надежда на великий успех - смерти на пути Аллаха.

Рассказывается о том, что один из салафов вышел муджахидом (на пути Аллаха) и когда две армии увидели друг друга, пришел к нему шайтан и напомнил ему о жене, ее красоте и заставил сердце любить ее и ненавидеть разлуку с ней. Он напомнил ему о том, как хорошо он жил и о том, как многочисленно было его имущество. Дошло до того, что он чуть было не испугался встречи с врагом и начал думать о бегстве. Но пришла к нему помощь Аллаха, и он сказал своей душе: "О, душа, если я побегу, то моя жена разведена, мои рабы и мои наложницы - отпущены, а все, что я имею из имущества - садака для бедняков и нищих. Понравиться ли тебе жизнь в бедноте и в разлуке с женой?". Душа ответила: "Тогда, я не хочу возврата!". Он же сказал ей: "Так  выдвигайся же вперед!" И возможно шайтан сделает тебе наущение, что ты погибнешь и твои дети останутся бедняками, твоя семья будет нуждаться в тебе, побуждая оставить им имущество и не расходовать его; и что достаточно будет на тебе греха, если они потеряют тебя. Этому уасъуасу может поддаться лишь тот, кто не был убежден в Аллахе, он был охвачен сомнениями о том, что Аллах взял на себя пропитание рабов и распределение их выгод. Однако тот, кто засвидетельствовал, что он всего лишь причина для пропитания Аллахом его семьи и о том, что он не обладает ни чем, как для себя, так и для них, даже зернышком, то не будет озабочен их пропитанием при жизни или после его смерти. Как пришло от Хатима аль-Асамма[2], однажды он хотел выехать в путь и сказал своей жене: "Сколько хватит тебе и твоим детям, что бы я мог рассчитать это до моего отъезда?". Она ответила ему: «О, Хатим, я не считаю тебя дающим пропитание, но считаю тебя кормильцем, поэтому езжай куда хочешь!».

Передается, что лучший из предшественников и самый достойный из этой уммы (общины) Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со всем своим имуществом, и пророк спросил его: "Что ты оставил для своей семьи?" Он ответил: "Аллаха и его посланника"[3].

Так же делала и его дочь, мать правоверных Аиша, когда к ней пришло от Муавии сто тысяч, а она рассталась с ними, не оставив и дирхама. Тогда ее раб сказал: "О если бы ты оставила для нас, хоть один дирхам (серебряную монету) что бы могли купить мяса". Она ответила: "Если бы ты напомнил мне, то я бы оставила".

В сборнике достоверных хадисов Муслима передается от Аби Зарра о том, что он сказал: *"Я пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует),  он сидел в тени Каабы и когда увидел меня, сказал: "Они потерпевшие убыток, клянусь господом Каабы". Я подошел, сел и не мог успокоиться, потом встал и сказал: "О, посланник Аллаха, да будут мой отец и моя мать за тебя выкупом, кто они?". На что он ответил: "Они обладатели большого имущества, кроме тех, кто сделал так, так и так". Указывая рукой вперед, назад, вправо и влево. (Т.е. раздавал садака) "И как мало таких". (Сад; 24)*

И смысл заключается в том, что тот, кто доверялся обещанию Аллаха, и сделал свое упование на него истинным, и был уверен в том, что Аллах будет  заместителем в его семье, в том, что он израсходовал на пути Аллаха, то ему не повредит расходование всего того, что он имеет, как сделал наш господин Абу Бакр ас-Сиддик. И что же может быть прекрасней у Аллаха, чем его дело! И что же может быть достойнее наградой, однако, в состоянии на это, только обладатели великого удела. Кто же был слабым в своем уповании, неуверенным, то пусть оставит своей семье часть своих денег, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Каабу бин Малику, когда тот сказал ему: *"Из моего покаяния - отдаю свое имущество как садака Аллаху и его посланнику". На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Возьми себе часть от этого имущества. Это лучше для тебя!». (Бухари, Муслим)*

И так же его слова Сааду: «Воистину если ты оставишь своих наследников богатыми - это лучше, чем, если ты оставишь их нищими, которые будут побираться».

Если же ты скажешь: "Указывают ли эти слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на то, что он почувствовал от них двоих слабость в их уповании на Аллаха?". То я отвечу: "Мы ни как не можем думать это о сподвижниках, они чисты от этого, да будет доволен ими Аллах. Однако из этого понимается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал им это для того, что бы мусульмане с слабым иманом следовали их примеру. Т.е. боясь того, что они стремясь подрожать мусульманам с сильным иманом, станут сожалеть о том, что растратили, и их аджр (награда) станет меньше или вообще пропадет. Что же касается сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то они, как звезды, за которыми если последуют люди - последуют по прямому пути. Кто же обладал слабостью в уповании на Аллаха и убежденности, то пусть израсходует часть своего имущества и оставит другую, следуя за теми, кто был упомянут. Чье же  упование будет сильным, то пусть расходует сколько хочет, как это сделал Абу Бакр Ас-Сиддик и другие сподвижники, да будет доволен ими Аллах".

Что же касается оставления расходования полностью, то это бросание себя на погибель собственными руками, как это уже было сказано, и нет в этом никакого позволения: "Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь". (аль-Ахзаб; 4)

Глава 11. О достоинстве оснащения муджахидов на пути Аллаха и замена их в их семьях. И о том, что пришло из наказания тем, кого попросил муждахид присмотреть за его семьей, а он предал его в этом.

Передается со слов Абу Саида аль-Худри, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил к Бани Ляхьян приказ о том, что бы они выслали из двоих мужчин одного, и оповестил им, что их аджр будет разделен между ними. И в другом риваяте: "Кто бы из вас не заменил вышедшего на пути Аллаха в его семье, то ему награда как половина награды вышедшего".  Передал Муслим.

Также передается со слов Абу Зайда аль-Джухани о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: *"Кто снарядил муджахида на пути Аллаха, сам сделал газават. Кто заменил муджахида в его семье добром, то как будто сам сделал газават." Передали аль-Бухари и Муслим.*

Следует тому, кто приготовил оснащение для муджихида, который заболел после этого, отдать это снаряжение другому муджахиду, что бы он вел этим Джихад в соответствии со словами пророка (да благословит его Аллах и приветствует): *"Кто снарядил  муджахида - как будто сделал газават сам". *

В Сахихе Муслима со слов Анаса бин Малика передается, что молодой человек из Асляма сказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует): "О, посланник Аллаха, я хочу сделать газават, но у меня нет того, чем я мог бы снарядить себя". На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Иди к такому-то, поистине он  приготовил для себя снаряжение, но заболел". После чего он пришел к этому человеку и сказал: "Воистину посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передает тебе салам и говорит, что бы ты отдал мне то, что приготовил для себя из снаряжения". Этот человек сказал своей жене: "Отдай ему то, что я приготовил для себя, и ни чего не утаивай, так как если ты отдашь ему все это, то Аллах даст тебе в этом баракат (благость)".

Передает Ахмад через достоверную цепочку, со слов Джабалях бин Хариса о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) если не выходил на газават, то отдавал свое оружие Али и Усаме. (Сказал аль-Хайсами: "Передатчики Ахмада достоверные")

Раздел. О величине греха того, кого муджахид попросил присмотреть за его семьей, а он предал его в этом (зина).

Передает Муслим в своем сборнике со слов Бурайды бин Хусайна, который сказал: "Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): *«Запретность жен муджахидов для тех, кто не вышел на Джихад, подобна запрету их матерей. Кто бы из оставшихся не следил бы за семьей муджахида и в это время предал его в этом, то в Судный день муджахид возьмет из его дел что пожелает. Что же вы думаете об этом?».* Это хадис передается через несчетное количество передатчиков из числа сподвижников. И Аллах знает лучше.

Сказал Абу Абдуллах аль-Халими[4]: "Это, а Аллах знает лучше, из-за того, что права муджахида на оставшегося очень велики. Поистине он заменяет его и с него спадает обязанность выхода на Джихад, по причине выхода муджахида (в случае, когда джихад фард кифая), муджахид защищает его собой и является крепостью и щитом для остающегося. Поэтому предательство муджахида было для него более великим грехом, чем предательство своего соседа в его семье, на столько же, на сколько предательство соседа было более великим грехом, чем предательство дальнего от него человека».

И Аллах знает лучше.

Глава 12. О достоинстве помощи муджахидам, снабжении их снаряжением, едой, услужении им, провожания их и прощания с ними и др.

Передал ибн аль-Мубарак, ибн Аби Шайба и ат-Табарани со слов ибн Масъуда о том, что он сказал: "По мне дать на пользование кнут тому, кто на пути Аллаха лучше, чем желательный Хадж (то есть после обязательного хаджджа, который является уаджибом для каждого муслима)".

Передается со слов Умара бин аль-Хаттаба о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: *"Кто прикрыл от солнца голову муджахида, то Аллах укроет его в тени в Судный день. Кто снарядил муджахида на пути Аллаха, то ему полагается такая же награда, как и муджахиду до тех пор, пока тот не умрет или не вернется. Кто построил ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать имя Аллаха, то ему будет построен дом в Раю".

Этот хадис передал ибн Аби Шайба, ибн Маджа, ибн Хиббан в Сахихе, аль-Байхаки и его шейх аль-Хаким сказал: "Иснад достоверный".

Так же передается со слов Абу Умамы аль-Бахили, о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: *"Лучшей садакой является раскладывание палатки для того, что бы там укрылись люди от солнца на пути Аллаха, предоставление слуги на пути Аллаха или предоставление верблюдицы на пути Аллаха". Передал ат-Тирмизи и сказал: "Хадис хороший достоверный".

Приходит со слов Сулеймана бин Умара, о том, что до него дошел хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: *"Три вещи, ни кто не знает какая за них награда: Человек, услуживающий муджахидам на пути Аллаха. Человек, который сделал тень для муджахидов на пути Аллаха, и человек, тренирующий лошадь на пути Аллаха". Передал этот хадис Саид бин Мансур, так же, через достоверный иснад.*

Сказал автор книги: «Салафы (да будет доволен ими Аллах), когда выходили на джихад, каждый из них старался быть слугой для своих товарищей, радовать их тем, чем мог, расходовать на них то, что мог и просто помогать им, если у него не было возможности расходовать, добиваясь этим довольства Аллаха и Его награды».

И самая удивительная история об их взаимопомощи, которая передается со слов Абу аль-Джахма ибн Хузайфы аль-Адави, который сказал: *"Отправился я в день битвы Ярмук искать своего двоюродного брата. У меня был бурдюк с водой. Я сказал себе: "Если он был ранен, то я напою его и помою его лицо". Когда я нашел его, то он был еле живой, и я сказал ему: "Напоить тебя?". Он сделал утвердительный знак, как вдруг мужчина поблизости сказал: "Ох" и мой двоюродный брат указал на него, что бы я отправился к нему. Когда я подошел к нему это оказался Хишам бин аль-Ас, брат Амра бин аль-Ас, да будет доволен ими Аллах, я сказал ему: "Напоить тебя?". Он же указал на другого мужчину, который сказал: "Ох". Я поспешил к нему, но он уже умер, и тогда я вернулся к Хишаму, но обнаружил его мертвым, я пошел к двоюродном брату, а он тоже умер, да помилует их всех Аллах".*

Раздел о том, что пришло о награде проводов муджахида и в прощании его с семьей и др.

Передается со слов ибн Аббаса о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снарядил армию и пошел вмести с ними до Баки', наставляя их и потом сказал: "Отправляйтесь с именем Аллаха! О, Аллах, помоги им". Передал этот хадис аль-Хаким, через ибн Исхака и сказал: "Достоверный иснад".

Повествуется со слов Абдуллаха бин Язида аль-Хатами, который сказал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провожал армию и дошел с ними до аль-Уадда' и затем сказал: "Вверяю Аллаху вашу религию, вашу неприкосновенность и окончание вашей жизни". Передал ибн Асакир.

Передается от Абу Бакра, что он провожал армию и пошел вмести с ними, а потом сказал: "Хвала Аллаху за то, что наши ступни покрылись пылью". На что ему один человек сказал: "Мы же всего лишь проводили их". А он ответил: "Мы снарядили их, проводили их и прочитали за них дуа (молитву)". Передал аль-Байхаки в ас-Сунан.

Слова ибн ан-Нуххаса закончились.

Что лучше в нашем положении поехать в Хадж или израсходовать эти деньги на пути Аллаха?

В фикхе (юридическо-богословном праве) есть известное правило: "Если два уаджиба пришли в один момент (и ты можешь выполнить только одно из них), то выполняется то, что приносит больше пользы". Хадж является уаджибом и Джихаду ад-Даф' (оборонительный Джихад), так же является уаджибом. Однако Хадж принесет пользу только тому человеку, кто его сделает, а Джихад принесет пользу, как ему, так и другим мусульманам. Ученые сказали: "Уаджиб который приносит пользу остальным, выше, чем тот, который приносит пользу только себе".

Сказал ибн ан-Нуххас: "...В этих хадисах говориться о том, что Джихад в общем лучше, чем Хадж, и  так же пришло в других хадисах о том, что Джихад лучше, чем желательный Хадж (повторный Хадж после выполнения обязательного) и о том, что обязательный Хадж лучше, чем Джихад. Однако понятно, что обязательный Хадж будет лучше, чем джихад, когда Джихад является фард кифая (коллективной обязанностью). Если же Джихад стал фар гайн (личной обязанностью), то он стоит выше, чем обязательный Хадж, так как ты обязан сразу же выполнять его. Как будто выше указанные хадисы указывают на это. И Аллах знает лучше!".[5]

Хвала Аллаху Господу миров и да благословит Аллах и приветствует Своего посланника Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал за ним до Судного дня.

О, Аллах, помоги мусульманам в их Джихаде против кафиров, захвативших их землю, против мунафиков, которые из нас самих и говорят нашими языками, которые помогают кафирам словом и делом и против вероотступников! О, Аллах, укрепи наших амиров и дай нам победу и единство! О, Аллах, верни нашей общине ее величие!

[1] Так же этот хадис привел шейх Мукбиль в "Сборнике достоверных хадисов о причинах ниспослания Корана".

[2]  Один из крупных ученых Хурасана (Территория охватывающая сегодня страны: Туркменистан, Иран, часть Афганистана, Таджикистан). Умер в 237 г.х.

[3] «Сунан  ад-Дарими», книга заката, глава: «Расходование человеком всего имущества», 1/391-392.

[4] Один из известных имамов своего времени, ученый богослов и судья. Умер в 403 г.х.

[5]  «Машари1у ль-Ашвак»  стр 205. Может ли Йемен стать Следующим Сюрпризом Сезона?

Сухайб аль-Булгари (Имарат Кавказ)

  

Tawba.info


© Kavkazcenter.com 2020