На фоне международных переговоров на тему Абхазии и Южной Осетии в Женеве Россия все больше активизируется в этих двух регионах, пытаясь превратить их в военные гарнизоны, пишет «Грузия онлайн».
Более того, российские войска все более основательно укрепляют свои позиции в Ахалгорском районе и селе Переви, из которых ни один не является частью Южной Осетии, а представляют собой прилегающую к ней территорию. По соглашению Россия должна была вывести оттуда свои войска, но не сделала это.
Строительство российских объектов военного назначения имеет значительные стратегические последствия не только для Грузии, но и для коридора «восток-запад».
Спустя 6 месяцев после российско-грузинской войны, официальная Москва продолжает нарушать то соглашение из шести пунктов, которое было подписано вместе с президентами Грузии и страны, председательствующей в Евросоюзе.
По этому соглашению, российские Вооруженные Силы обязаны покинуть территорию Ахалгорского района и села Переви, а в Абхазии и Южной Осетии должны оставаться только миротворческие силы - до тех пор, пока существует угроза возобновления военных действий. Вместо этого Россия окапывается все глубже.
По оценке грузинских властей, на территории Грузии находится около 8 тысяч российских оккупантов, т. е. по 4 тысячи в Абхазии и Южной Осетии.
В состав войск входят стрелковые подразделения, особые части, оснащенные танками, боевыми машинами пехоты, вертолетами, ракетами и противовоздушными установками.
В Южной Осетии строительные работы по сооружению четырех российских военных баз уже завершены. Среди них и Угардантская база, строительство которой Россия начала еще в 2006 году. О ней стало известно лишь после нападения РФ на Грузию в 2008 году.
Между прочим, сомнения относительно достоверности утверждения российской стороны об ее уходе с Гудаутской военно-воздушной базы в Абхазии, что было предусмотрено Стамбульским договором 1999 года, существовали всегда. Теперь же российские штурмовики и грузовые самолеты часто бывают на этой базе, которая, как оказалось, за эти годы содержалась в образцовом состоянии. Россия также завладевает военно-морской базой и другими сооружениями в Очамчире.
В августе прошлого года Россия обстреляла ракетами территорию Грузии, а на самом деле мишенью служил нефтепровод Баку-Супса. Это был первый выстрел, произведенный Москвой по коридору «восток-запад».
Между тем, отсутствие внимания к этому факту в комментариях по поводу российской агрессии свидетельствует о том, что Запад оказался погруженным в острое стратегическое безразличие.
Семена этого конфликта были посеяны еще во времена коллапса Советского Союза и восстановления независимости Грузии, а всходы появились в 1994 году, когда президент Азербайджана Гейдар Алиев заключил «сделку столетия», предусматривающую эксплуатацию энергоресурсов Каспийского моря Западом.
«Россия не может диктовать нам в этом вопросе», - сказал Алиев в 1999 году. Грузия и Турция подписали соглашение, которое привело к строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Он связывает между собой уязвимые территории, открывая Западу путь к энергоресурсам Каспийского моря и Центральной Азии, а окруженным сушей государствам-производителям дает возможность выбора.
Параллельно с этим нефтепроводом с Шах-Денизского месторождения (Каспийское море) природный газ по южно-кавказскому газопроводу поступает через турецкий город Эрзерум европейским потребителям.
Вместе эти энергомаршруты сформируют критическую массу, требующую создания и поддержки обширного коммерческого коридора «восток-запад». Вместе с тем, железная дорога Карс-Тбилиси-Баку будет обслуживать перевозки разнообразного назначения, что обеспечит коммерческое развитие стран и территорий, прилегающих к этому маршруту.
Нефтепровод, железная и автомобильная дороги, турецкие проливы, Дунай и Рейн позволят тесно связать Каспийское море и Евразийский «хартленд» (серединная земля) с североатлантической торговой системой, которая простирается на восток до Батуми и Джейхана, а на запад - до Хьюстона.
Помимо того, что люди займутся торговлей, коридор «восток-запад» также станет генератором новых идей, что, возможно, важнее всего.
Прокладка пути к евразийскому «хартленду» явилась той перспективой, которая реально спровоцировала нападение России на Грузию. Цель Кремля - пресечь попытку Запада значительно продвинуться к евразийскому «хартленду».
А теперь воздушные и сухопутные военные силы России угрожают восточно-западной дороге, железнодорожной магистрали, а также Потийскому порту. Своими воздушными и морскими базами российские военные силы создают угрозу и блокируют грузинские порты в Батуми и Поти.
Одновременно российские морские силы уже подползают к побережью Средиземного моря, в частности, к сирийскому городу Тарксусу, расположенному напротив конечного пункта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Запад должен учитывать изменившуюся стратегическую обстановку на Южном Кавказе. С геополитической точки зрения, война России с Грузией была направлена, главным образом, против Запада. После августа угроза коридору «восток-запад» стала реальнее, чем была до этого, заключает «Грузия онлайн».
Отдел мониторинга
КЦ