Исполин Гамбийского Джихада

Сегодняшнее положение Гамбии и Сенегала весьма плачевно, уровень Исламского сознания населения остается чрезвычайно низким. Но так было не всегда. В истории этого региона также были свои яркие моменты, когда над Гамбией и Сенегалом развевалось знамя Джихада. В этом убеждает читателей и книга П. Сонко-Годвин «Лидеры региона Сенегамбии», изданная в 1995 году, в столице Гамбии, Банжуле. Используя материалы этой книги, а также другие источники, мы решили подготовить статью об одном из исполинов Гамбийского Джихада, прославленном деятеле Момоду Ламине Драмме...

Его полным настоящим именем было Ма Ламин Демба Дибасси Драмме. Он вел активный Джихад против французских колонизаторов в 1885 - 1887 годы. Он также прославился тем, что очень активно распространял Ислам, боролся с пережитками.

Момоду Ламин родился в 1831 году, в семье сарахуле, в государстве Хассо. В детстве он переехал вместе с семьей в Бунду, где начал изучать Ислам; его отец также был образованным мусульманином. Затем, Момоду Ламин попал в Бакель, когда он проживал там, то через эту местность проходил прославленный моджахед хаджи Омар Таал, это было в 1847 году, он проповедовал и призывал людей к Джихаду. Некоторые историки заявляют, что Момоду Ламин был в числе его помощников, воевал с французами и был ранен.

Момоду Ламин вырос интеллигентным и храбрым человеком. Когда ему было около двадцати, он принял участие в одном из военных походов сарахуле, попал в плен, и находился в плену до тех пор, пока отец не вызволил его оттуда. Затем он поехал в Фута-Торо, совершенствовать свои религиозные знания.

В 1860 он отправился в паломничество в Мекку, где находился до 1870 года. За это время он посетил многие города Среднего Востока, обогатился Исламскими знаниями и опытом, постепенно повысил уровень своей духовности. По возвращении в Западный Судан, его пленил Амаду Таал, наследник Омара Таала, правитель империи Тукулор. Амаду Таал надеялся использовать влияние и авторитет Момоду Ламина для взаимодействия со своими вассалами сарахуле. Вынужденно ему пришлось оставаться подле Амаду Таала около семи лет, пока он не смог освободиться. Его слава, благочестие, лидерские качества распространились далеко за эти годы. Многие приписывали ему способность совершать чудеса и говорили о его святости. Нам представляется наиболее вероятным, что такие представления возникли на основе легенд уже после его смерти; с уверенностью можно сказать, что сам Момоду Ламин никогда не притязал на такие качества и всегда вел себя, как подобает смиренному мусульманину.

В последующие годы Момоду Ламин приступил к образованию государства с Шариатской формой правления. При этом он постоянно призывал к Джихаду и подчеркивал его необходимость. В начале 1880-х годов сложилась такая ситуация в регионе, что французы и англичане уже проникли в прибрежные районы региона и утвердились там, многие мелкие государства попали в вассальную зависимость к колонизаторам. Во внутренних областях существовали еще независимые государства, которые часто враждовали между собой. Формально почти все они считались мусульманскими. Наиболее крупными из них были государство мандинка во главе с Самори Туре и империя Тукулор, с Амаду Таалом во главе. Пока все эти силы враждовали друг с другом, возникло государство Момоду Ламина Драмме.

Он сделал Бунду центром своего государства, смог объединить несколько мелких государств под своим началом. К концу 1886 года, его армия насчитывала 7 000 воинов, и в ее составе были не только сарахуле, но и другие мусульмане. В период расцвета, его государство включало в себя такие единицы, как Бамбук, Бунду, Гой, Хассо, также ему удалось присоединить провинцию Карта, которая ранее была в составе империи Тукулор.

Тем временем, французы начали проявлять обеспокоенность появлением новой силы в регионе. Между ними и государством Момоду Ламина возникли трения, однако, Момоду понимал, что еще не настало время для решающей схватки. Он заключил с французами равноправный договор и сделал все, чтобы у них создалось впечатление о том, что вся его активность направлена на борьбу с империей Тукулор. А сам же он всеми силами старался вооружать своих бойцов, в первую очередь огнестрельным оружием. И хотя он смог увеличить численность войска до 11 000 воинов, а также добыть некоторое количество ружей и пороха, ему не хватило времени для того, чтобы в полной мере осуществить задуманное. Тем более, что французы заключили мир с Самори Туре и Тукулор. Как это бывает практически всегда, враги Ислама стараются поссорить мусульман, выделить готовые к сотрудничеству и предательству элементы и расправиться со всеми по одиночке. В точности это и произошло в дальнейшем. Со временем французы расправились и с Самори Туре, который окончил свои дни в ссылке, и с империей Тукулор.

Но Момоду Ламин Драмме сознательно выбрал стезю Джихада, и когда уже не было места для переговоров, пришло время исполнить свой долг. Он верил в то, к чему призывал людей все эти годы, что и доказал на деле, приняв мученическую смерть...

Первое серьезное сражение между моджахедами Момоду Ламина и французскими оккупантами произошло в марте 1886 года, около города Кунгель (территория нынешнего Сенегала). Это сражение окончилось победой моджахедов. Он застал французов врасплох, захватил много ружей; 10 кафиров было убито, многие ранены. Второе сражение произошло месяц спустя, в Бакеле, оно было очень кровопролитным, обе стороны понесли большие потери, но никто не смог одержать решительную победу.

После этого, Момоду Ламин изменил тактику. Он перешел на партизанские методы ведения войны, стараясь нанести врагу максимальный ущерб. Его люди перерезали телеграфные провода, нападали из засад и т.д. У французов возникли серьезные проблемы, из тысячного корпуса солдат осталась только половина.

За это время Момоду Ламину даже удалось построить новую столицу - Джанна, в верхней Гамбии. Во время передышки в войне он попытался использовать в своих интересах англичан, которые к тому времени уже прочно осели в районе устья реки Гамбия, но тщетно. А вот французы подписали мирный договор с Амаду Таалом, который они потом успешно нарушили. И Амаду сознательно и добровольно принял участие в войне против Момоду Ламина, именно этот фактор и обусловил поражение моджахедов на том этапе борьбы. Именно люди Амаду Таала предательски пленили сына Момоду Ламина, Сваэбу, которого сразу же доставили французам, а те его изуверски казнили. Но молодой моджахед достойно принял мученическую смерть и не просил пощады у врагов Аллаха.

Затем был кровавый бой, в результате которого Джанна была практически сожжена и стерта с лица земли. Но и это тоже не остановило Момоду Ламина. В сопровождении самых верных соратников он продолжил Джихад, используя для этого партизанские методы.

В декабре 1887 года произошла последняя, решительная битва. Она имела место на территории Гамбии, около деревни Туба Кута. Несмотря на всю отвагу, войско Момоду Ламина было полностью разбито, его государство перестало существовать. Однако, он и не думал сдаваться, как настоящий мусульманин, он, уповая на Аллаха, решил пройти свой путь до конца, не пятная свою честь позором предательства. Спустя короткое время после этой кровопролитной битвы, Момоду Ламин был убит врагами во время боя в деревне Кайяи. Версии расходятся относительно того, как это произошло. Одни говорят, что его убили предатели, другие - что французские солдаты.

Очень примечательно, что когда его труп везли в Бунду, он начал разлагаться, и изуверы отрезали ему голову и доставили ее туда, где французы выставили ее на всеобщее обозрение для устрашения мусульман.

Государство Момоду Ламина было поделено между англичанами и французами в 1889 году. Однако, борьба мусульман не угасла, а перешла на новый этап своего развития...

Али Бекхан

Поэзия Джихада

© Kavkazcenter.com 2020