В результате того, что враги Ислама сотни лет разъединяли мусульман, угнетали их и всеми силами старались удерживать в состоянии невежества, мы сейчас мало что знаем о множестве героев Ислама.
В Священном Кор`ане сказано «все верующие - братья», но чувствуем ли мы себя настоящими братьями? Ощущаем ли истинную боль от того, что угнетаются мусульмане в разных уголках планеты?
К сожалению, большинство мусульман пребывает в плену чуждых Исламу идей и не стремится к подлинному объединению мусульманской уммы. Это положение необходимо исправлять, а правдивая информация об истории Ислама должна этому способствовать. Особо важно освещать жизнь и деятельность людей, которые смогли подняться над своей эпохой, смогли осознать подлинный дух Ислама и приложили все свои силы для его возрождения. Помимо познавательного интереса и укрепления братских уз такая информация имеет большое практическое значение, ибо позволяет извлекать уроки из опыта борьбы наших братьев...
События, о которых пойдет речь, имели место на земле Индонезии. Хотя это самая большая мусульманская страна современности, мусульмане, проживающие в других регионах, очень мало знают о ней. Поэтому представляется необходимым вкратце ознакомить читателей с этой страной.
Индонезия расположена в Юго-Восточной Азии на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и Австралией и включающих Большие Зондские (Калимантан, Сулавеси, Ява и Мадура), Малые Зондские и Молуккские острова. В состав Индонезии входит также западная половина острова Новая Гвинея (Ириан Джая). Всего в Малайском архипелаге насчитывается 13667 островов (многие из них размером всего в несколько гектар). 6044 из этих островов имеют названия и только 992 населены. Индонезия граничит с Малайзией, Восточным Тимором и Папуа Новой Гвинеей. Она омывается Тихим и Индийским океанами, а также многочисленными внутренними морями. Столица - Джакарта (8,8 млн.жителей), площадь - 1904443 кв.км.; население ≈265 млн. человек.
Примерно 88% - мусульмане. Денежная единица - индонезийская рупия. Государственный язык - бахаса индонесиа. Независимое государство (республика президентского типа) - с 17.08.1945 года. Президент - Мегавати Сукарнопутри (с 2001 года). Индонезия отличается необычайно редкими контрастами в густоте населения.
На Яве и Мадуре, занимающих менее 6,5% территории страны, проживает 62% всего населения. Постоянное население на островах Малайского архипелага появилось уже в IV тысячелетии до н.э., в результате миграций с материковой Азии. В I ст.н.э. начали появляться (на Яве) раннефеодальные княжества. Ко II ст.н.э. привнесенный из Индии индуизм стал господствующей религией на Яве и Суматре. В IV-V вв. на Суматре распространился буддизм. Недолгое время основным литературным языком всех индонезийских государств был санскрит. В VII-IX вв. его сменил древнеяванский язык (кави), древнебалийский и древнемалайский на Суматре.
В VI ст. на Суматре возникло сильное индуизированое государство Шривиджайя, объединившее значительную часть малайского архипелага. В X ст. это государство начало приходить в упадок. В конце XIII ст. на Яве выросло индуистское государство Маджапахит, в XIV-XV вв. распространившее свое влияние на значительную часть территории нынешней Индонезии.
Одним из великих знамений Аллаха является то, что, начиная с конца XIII ст., на островах Индонезии мирным путем, в результате деятельности мусульманских торговцев и проповедников, начал распространяться Ислам, постепенно вытеснивший индуизм и буддизм (единственным очагом индуизма остался остров Бали).
Внутренние противоречия привели к падению в начале XVI века государства Маджапахит и к образованию на его месте ряда мусульманских государств - султанатов (Матарам и Бантам на Яве, Ачех, Палембанг и Джамби - на Сумартре, Гова - на Сулавеси, Тернате и Тидоре - на Молуккских островах, и др.), которые часто враждовали между собой. Это было использовано европейскими державами - сперва Португалией, затем Нидерландами - для внедрения в Индонезию. Португальцы проникли на Молуккские и Малые Зондские острова еще в начале XVI века. В начале XVII века голландцы основали свое первое поселение на Яве (Батавия) и постепенно вытесняя португальцев, стали захватывать один остров за другим. Индонезия стала нидерландской колонией и оставалось ею в течении трех с половиной веков.
Следует отметить уникальность природы Индонезии и богатство ее природных ресурсов. Информация на эту тему доступна и мы не будем ее приводить; укажем только на то, что этот фактор сыграл важную роль в колонизации страны.
Индонезия - страна многонациональная, ее населяют ≈ 550 различных народов и племен. В стране имеется 15 крупных народов (каждый из которых насчитывает свыше 1 млн. человек), еще 38 народов насчитывают от 100 тысяч до 1 млн. человек. На долю остальных небольших народов приходится всего 1,6 % населения; это, как правило, племенные группы, занимающие внутренние области большинства островов Индонезии (среди них частично сохраняются языческие культы и даже людоедство; более того, в провинции Ириан-Джая есть неизвестные науке племена папуасов, иногда их открывают ученые).
Согласно несколько устаревшим данным С. Брука, в Индонезии проживают:
Яванцы - 74 млн.
Сунды - 20,5 млн.
Мадурцы - 9 млн.
Малайцы - 8,8 млн.
Минангкабау - 5,8 млн.
Буги - 3,8 млн.
Батаки - 3,7
Балийцы - 3 млн.
Ачех - 2,5 млн.
Банджары - 2,5 млн.
Макасарцы - 2,15 млн.
Сасак - 1,5 млн.
Тораджа - 1,12 млн.
Пасемах - 1,2 млн.
Горонтало - 1 млн.
Китайцы -5 млн.
Арабы - 0,1 млн.
Папуасские народы и племена - 1,640 млн.
(из них самыми крупными являются дани, нгалик, ндугва, асмат, нгалум, кати, писа, капауку, тернатцы, браты, тобело)
Даяки - 0,38 млн.
Кубу - 40 тыс.
В XX веке ученые открыли ранее неизвестное веддоидное племя тоала, в одной из долин западного Сулавеси.
И, как уже упоминалось, великое множество других народов. Еще раз обращаем внимание на то, что даже сейчас в стране проживают народы, находящиеся на первобытном уровне развития.
Кроме государственного языка бахаса индонесиа (очень близок малайскому языку) письменными являются и другие языки. Наиболее развитыми и важными являются яванский, сундский, минангкабаусский, балийский, батакский языки и язык ачех. Некоторое распространение имеют голландский, арабский, английский и китайский языки. Так выглядит в общих чертах портрет Индонезии. Теперь мы можем перейти к главной части нашего рассказа...
Итак, проникновение голландцев в регион началось еще в XVI веке. Тогда Виллем Янц открыл Австралию, а Корнелиус де Хоутман в 1596 году пытался захватить султанат Бантам, но его казнили ачехцы. Вскоре Ян Питерсон Кун основал факторию на территории Джакарты, и началась колонизация Индонезии. Главной причиной возможности этого были межнациональные противоречия и отход правящей верхушки от Законов Шариата.
Тем не менее, никогда не прекращалось сопротивление захватчикам. Так, в XVIII веке прославился борец с оккупантами Суварга, против которого воевал Ван Имхофф, а после его смерти - Якоб Моссель, коему удалось одержать победу.
Голландцы не упразднили полностью султанаты, а сделали их зависимыми, чтобы править руками предателей и оставаться в тени, не принимая на себя главное бремя народного гнева. В наше время враги Ислама довели эту политику до совершенства. После поражения Суварги Матарам был разделен. Султаном Джокьякарты стал отец Суварги Амангкурат Амангку Бувоно I, а другую часть разделенного Матарама возглавил мерзкий предатель и коллаборационист Паку Бувоно III, названый сусухунаном Суракарты (Соло). В конце XVIII столетия действовали крестьянский предводитель Сурапати и дядя Суварги, Дипонегоро I. Из деятелей сопротивления XVIII ст. следует отметить Сепуха, Адипати Анома (писал стихи на языке кави) и Джарота, который был подло отравлен.
Все эти процессы не прошли бесследно. Люди осознавали, что единственной силой, способной противостоять оккупантам, является Ислам. Начался бурный период возрождения Ислама и очищения его от языческих пережитков и нововведений. Лучшие представители разных народов и слоев общества отдали все свои силы этому делу. И, если принять во внимание ужасающую экономическую отсталость страны и практически полное отсутствие огнестрельного оружия, мусульмане смогли добиться немалых успехов.
Величайшим проповедником и истинно Исламским просветителем того времени стал имам Киай Моджо, который до конца жизни остался верен своим идеалам, и не стал предателем, даже когда враги обманным путем пленили его. Киай Моджо был главным идеологом великого Джихада 1825-1830 годов, с оружием в руках защищал Веру Аллаха и умер в застенках захватчиков. Главным же руководителем этого движения стал Онтовирьо Дипонегро II (1785-1855). Будучи членом султанской семьи, он мог обеспечить себе безбедную жизнь. Но он предпочел лишения и вступил на путь борьбы за Дело Аллаха и за Шариатское государство.
В начале XIX века Индонезией правили ставленники Наполеона: Дандельс и Янсенс. Усилилась эксплуатация мусульман. Особо отличился в этом проклятый кровопийца финансист Гунс, загубивший тысячи людей ради своей наживы. Затем, на короткое время, к власти пришел англичанин Раффлс (автор «Истории Явы»), а в 1814 году страну снова передали Голландии. Король Вильгельм I назначил нового губернатора - де Кепелена. Во время его правления и разгорелся Джихад. Его начал Дипонегоро. Призыв получил поддержку в народе и с войсками Дипонегоро соединился крупный отряд крестьянского ополченца Адбуллаха, который погиб в бою.
Примерно в это же время имело место восстание на острове Сапаруа под руководством Томаса Матулесси Паттимуры и его жены Марты Тиахоху. Восстали, в основном, альфуры. Но сопротивление было жестоко подавлено, Паттимуру казнили, а его жена покончила с собой, не желая попасть в руки врага.
Но самым ярким моментом тех лет было восстание на Суматре под руководством имама Бонджола. Это было движение «Пидари» (по названию порта, откуда отправлялись в хадж). Враги, что особо интересно, навесили на моджахедов ярлык ваххабитов. Под таким названием это восстание вошло в учебники истории. Дело в том, что имам Бонджола твердо боролся за чистоту Ислама и возрождение единого Шариатского государства. Один из главных соратников Дипонегоро, Сентот, был отправлен к имаму Бонджола, для координации действий, и сражался бок о бок с ним. Джихад 1825-1830 породил целую плеяду выдающихся командиров, к которым относятся Адипати Аном (погиб во время бунта в тюрьме на Амбоине), Беи (генералиссимус Исламской армии, погиб в бою) Мангкубуми (принц, погиб в бою), Басах Усман, Насыр (руководитель большого отряда, был казнен) и другие.
Отряды мусульман наносили существенный урон армии оккупантов, которыми командовал де Кок, освободили целые районы Явы и других островов. Кепелена сменил де Гисиньи, который также не смог одолеть мусульман. Тогда на его место был назначен де Босх, который заманил Дипонегоро в ловушку и пленил его. После этого, 25 лет Дипонегоро (вместе с женой Ратнанингсих) провел в заключении. Сначала в минахасском порту Минадо на Целебесе, а затем - в Макасаре. Там он написал большую книгу воспоминаний и размышлений на арабском и яванском языках, эта книга дошла до наших дней.
Сопротивление оккупантам продолжалось еще некоторое время, но было подавлено до начала XX века. Одной из причин поражения было предательство продажных аристократов, вроде Дипокесумы и Виронегоро, которые выступали вместе с Дипонегоро, пока тому сопутствовала удача, и скрывали свою лицемерную сущность; но при первых же трудностях они перешли на сторону врага.
Место последнего заключения Дипонегоро, Макассар, когда-то было столицей княжества Гоа, которое в 1653-1669 годах противостояло колонизатором под предводительством Хасануддина, сына султана Мухаммада Саида.
Среди голландцев тоже попадались честные люди, вроде Эдварда Деккера (Мультатули), написавшего роман «Макс Хавелаар», в котором изобличались злодеяния колониализма. Деккер даже подвергся преследованиям за это. Но в целом люди вроде Деккера были исключением, и Нидерланды угнетали Индонезию более трех веков. Однако, семя возрождения Ислама было посеяно и в 1873-1913 годах Джихад вспыхнул с новой силой. На этот раз в султанате Ачех. Его возглавил Теуку Умар, а когда его казнили, сопротивление возглавила его слепая жена Тьют Нья Диен, которую пленили в 1906 году и подвергли мучениям. На ее место встал Теунгку Тьяхик ди Тиро, которого отравили. В 1891 году имело место восстание на острове Бали.
Большую роль в этих движениях играла концепция сенанга - морального и духовного очищения и строгого соблюдения Шариата.
В 1945 году Индонезия добилась независимости. Первым президентом стал диктатор Сукарно, автор теории «Панча шила» (разновидность мистического социализма), ему наследовал полковник Сухарто, который вел страну тем же курсом. Однако, постепенно стало набирать обороты Исламское возрождение, одним из лидеров которого был М.Насер. Лидирует в этом отношении провинция Ачех. Славное прошлое Ислама в Индонезии требует тщательного изучения и осмысления, а также извлечения уроков. Инша` Аллаh, это будет способствовать укреплению подлинного единства мусульманской уммы. И да поможет нам Аллаh!
Р.S. Из деятелей яванской литературы известны Прапанг (и его поэма «Нагаракетагама» - «Страна благоденствия»), отец и сын Ясодипуро (конец XVIII ст. - начало XIX ст.). Ронгговарсито, просветитель Падмосусатро (XIX ст), Суларди, Йосовидагдо, Интойо (XX ст.). Известна «Хроника яванских земель» (XVII ст.).
Али Бекхан
ЧеченТаймс