"Симптомом времени" называет газета Los Angeles Times прокремлевские организации в России, которые были сформированы примерно весной 2005 года, после того как по бывшему советскому блоку прокатились продемократические "цветные" революции.
Особая суета вокруг фигуры Путина, пишет влиятельная американская газета, является одновременно и неосоветской, и безжалостно капиталистической. В своем материале журналист описывает две организации - "Наши" и "Россия молодая".
Это - "путинские уличные мстители", "неумытая группа поддержки", "рядовые бойцы", как определяет их журналист. Молодые люди верят, что стабильность их родины зависит от сокрушения политической оппозиции и поддержки их любимого лидера.
Корреспондент встретился с комиссаром "Наших" Никитой Боровиковым, который стал новым главарем нашистов. Боровикова описывают как студента-активиста, который благодаря своим стильно уложенным волосам, остроносым черным ботинкам и черным джинсам кажется представителем богемы.
Боровиков рассказывает, что уже встречался с российским лидером дважды. "И что? - добавляет он, словно защищаясь. - Позвольте задать вам философский вопрос: что плохого в поддержке властей?"
Члены организации Боровикова, как формулирует Los Angeles Times, бомбардируют разговорами об опасности "фашистов" - этим термином организаторы разбрасываются, называя им всех политических оппонентов, включая и неонацистов, и продемократически настроенных либералов, таких как Гарри Каспаров.
"Мы пытаемся рассказать людям о движениях, которые не говорят, что они фашисты, но они фашисты и есть", - заметил Боровиков, замглавы "Наших". По его словам, люди должны понимать, что может случиться, если они поддержат ту или иную политическую силу.
Кремль и "нашисты" часто пытаются преуменьшить близость своих отношений. Однако эта организация получает большую часть финансирования от общественной палаты. На сайте организации ее миссия объясняется как привлечение граждан и общественных организаций к реализации государственной политики.
Беседа с членами "Наших", продолжает газета, вскрывает калейдоскоп страхов, которые кружат в путинской России. То и дело всплывает тема предполагаемого американского заговора по проникновению в российскую политику, установлению контроля над природными ресурсами и расчленению могучей России на мелкие, легче управляемые страны.
"Мы здесь, чтобы защитить суверенитет нашей страны", - говорит 20-летний Заур Аминов, студент экономики и лидер "Наших", пришедший среди тысяч других студентов на недавний пропутинский митинг на Красной площади. На вопрос, кто же угрожает суверенитету России, Заур отвечает быстро: "Американский Госдепартамент".
Большинство новобранцев - неофиты; зачастую это наивные юнцы из провинций, которые даже не в состоянии объяснить, зачем они скандируют на улицах Москвы.
"В организации состоял мой парень, и я пошла с ним на одну из акций и подумала, что это круто", - рассказала девочка-подросток с серьгой в губе, иссиня-черной тушью и обесцвеченными волосами, которые все время спадали ей на глаза. Только что закончился другой митинг, около грузинского посольства.
"О чем ты говоришь? Ты должна говорить, что ты волнуешься за судьбу страны", - шикнул на нее молодой человек сбоку, который снял наушники, чтобы послушать разговор.
Движение "Россия молодая" - радикальные пропутинские активисты. Как пишет газета, они не столь щепетильны в вопросе о том, стоит ли пачкать руки.
Когда "России молодой" нужны деньги, честно объясняет он, они находят местных бизнесменов, которых можно потрясти. Если бизнесмены разумны и платят, "Россия молодая" будет "лоббировать их интересы в органах государственной власти", говорит он. Если они скупятся, то об этом можно забыть.
"Мы говорим о цивилизованном рэкете, - говорит он, не теряя невозмутимости. - Если они не дают нам денег, мы атакуем их".
Атаки, поясняет он, предполагают блокирование дорог или проведение протестов около магазинов, пока упрямцы не будут вытеснены из бизнеса.
Серьезных последствий за такие действия бояться не стоит: когда его активисты представились репортерами и атаковали эстонского посла, их доставили в отделение милиции. Но к ответственности никого не привлекли. Мищенко туманно поясняет, что пришел "юрист" и доказал, что обвинения в хулиганстве сфабрикованы.
КЦ