В последние несколько месяцев российские СМИ были настроены по отношению к правительству Буша, скажем так, не слишком мягко. Науськанная кремлем российская пресса с готовностью набрасывалась на Вашингтон каждый раз, когда тот осторожно критиковал его авторитарные действия. Но, видимо, Вашингтон решил не платить той же монетой.
На этой неделе госсекретарь Кондолиза Райс открыто высказала положительное отношение к кандидатуре преемника, одобренного Путиным - Дмитрия Медведева. Это фактически противоречит ее собственным словам: ведь еще недавно она сама призывала Россию принять более демократический курс и провести по-настоящему соревновательные выборы.
Относительно Медведева - сейчас он первый заместитель премьер-министра - Райс заявила, что он 'очень умен' и представляет 'новое поколение политиков'. Учитывая, что Медведев еще не начал свою предвыборную кампанию - он даже еще не зарегистрирован официально в качестве кандидата на мартовских президентских выборах, поскольку Центральная избирательная комиссия еще не получила его документы - для Путина и российских агентов тайной полиции, захвативших власть в стране и всячески пытающихся сегодня удержать ее путем антидемократической передачи власти, ее слова пришлись как нельзя более кстати.
Что же побудило Райс выступить со своим суждением, не выслушав мнение российского народа? Зачем в такой спешке раскрывать объятия человеку Путина? Конечно, за прошедшие годы у Райс вполне могло сформироваться положительное мнение о Медведеве, но зачем выражать его именно сейчас, сразу после заявления Путина? Похожие слова о новом кандидате говорят разве что такие уважаемые господа, как чеченский бандит, а ныне диктатор Рамзан Кадыров - так ли уж нужна госсекретарю США подобная компания?
Заявление Райс тем более примечательно, что незадолго до него в России прошли парламентские выборы, во время которых нарушения совершались в открытую и на каждом шагу и которые европейские наблюдатели назвали самыми грязными за весь постсоветский период. 'Выборы в Государственную Думу в Российской Федерации, прошедшие 2 декабря 2007 года, были несправедливыми и не соответствовали многим обязательствам в рамках [Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе] и Совета Европы, а также стандартам демократичности выборов', - заявила объединенная миссия наблюдателей после окончания голосования.
Заметим, что Райс неоднократно говорила, что у нее остается надежда на то, что придет день, когда в России все же пройдут 'президентские выборы, на которых будет реальная возможность получить по-настоящему соревновательное голосование'. Но она вряд ли приблизит этот день, расхваливая кремлевских кандидатов. И, если уж представилась возможность высказать свое отношение к состоянию, в котором находится российская демократия, почему бы не упомянуть обо всех кандидатах в президенты?
Почему бы, к примеру, не поддержать - вместо Медведева - кого-нибудь из демократических кандидатов, например лидера коалиции 'Другая Россия' Гарри Каспарова? Недавно Каспарова даже посадили в тюрьму за участие в мирной демонстрации в поддержку демократии, правительство Путина отказалось зарегистрировать его в качестве кандидата на президентских выборах, кто-то постоянно атакует интернет-сайты оппозиции, а Райс расхваливает Медведева за неустанные усилия 'по прокладке интернета во всей стране'. Или Каспаров - у которого, на минуточку, никто не мог отобрать титул чемпиона мира по шахматам в течение пятнадцати лет - для Райс недостаточно умен?
Почему Райс ни словом не обмолвилась о другом демократическом политике, Владимире Рыжкове? На этой неделе Рыжкова, одного из самых активных защитников демократии в стране, вышвырнули из думы, депутатом которой он был в течение четырех созывов подряд - а его Республиканская партия, одна из старейших партий России, была упразднена, между прочим, коллегами Медведева. Что-то не припомню, чтобы Медведев - ни в своем нынешнем качестве, ни когда он возглавлял президентскую администрацию - хоть раз выступил словом или делом в защиту прав Рыжкова, Каспарова или их организаций на участие в 'по-настоящему соревновательном' парламентском или президентском голосовании.
Нет, когда речь заходит о демократических кандидатах - Райс нема, как могила. Поразительно, насколько сильно слова американских политиков, столь рьяно выступающих в поддержку демократии и соревновательных выборов, порой расходятся с делом - ибо тональностью своих последних высказываний Райс поддерживает не тех, кто бьется за демократию, но тех, кто стремится ее разрушить; не жертв политических преследований в России, но авторов этих преследований.
Тем, кто ведет двойную игру, она всегда выходит боком. И теперь кремль, услышав, что Райс ничего не имеет против Медведева, наверняка расценит ее слова как карт-бланш на осуществление антидемократической передачи власти.
На самом деле подобными заявлениями Райс, как и канцлер Германии Ангела Меркель, сказавшая, что с Медведевым ей 'было бы хорошо работать', выражают лишь свое согласие с закулисной политической тактикой режима силовиков. Те, кто говорит такое, когда выборы еще не прошли, на самом деле говорят лишь то, что желание Путина для них значит больше, чем голос российского народа.
Итак, в организации похорон мартовских президентских выборов участвуют уже не только бывшие агенты советской тайной полиции, но и западные лидеры, заранее согласные принять незаконного наследника российского престола.
Андрей Илларионов
Старший научный сотрудник Института Катона (Cato Institute), президент Института экономического анализа (Institute of Economic Analysis).
КЦ