Российская пресса активно комментирует подрыв поезда в самом сердце России, между Москвой и Петербургом. Утверждается, что за первые сутки расследование взрыва поезда «значительно продвинулось». Якобы удалось получить описание двух подозреваемых, установить вид бомбы, а также выяснить, что «теракт» готовился непрофессионально. По мнению российских властей, диверсанты не учли устройства железной дороги.
Несмотря на то, что фотороботы составлены на лиц явно славянской внешности, первым на допрос был вызван председатель чечено-ингушского общества "Вайнах" Новгородской области Салам Юнусов, который «с пониманием отнеся к допросу».
Юнусов уже успел прокомментировать факт подрыва поезда, заявив, что за ним, скорее всего, стоят «бандиты, которым силовики объявили настоящую войну».
Власти также изучают контакты по мобильным телефонам, которые могли иметь неизвестные диверсанты, в ходе подготовки и проведения диверсии.
Маловишерский район малонаселенный - большую часть его территории занимают леса и болота, поэтому отследить "полезные" для следствия контакты будет несложно, если диверсанты использовали мобильную связь.
Между тем в больницах остаются 19 пострадавших, трое - в тяжелом состоянии. Всего были ранены до 60 человек, половина из которых была доставлена в больницы.
Очевидцы говорят, что взрывов было два и прозвучали они один за другим. Однако на месте аварии специалисты обнаружили лишь одну воронку, оставленную единственным взрывным устройством. В этой связи выдвинуто предположение, что за несколько секунд до подрыва в составе был сорван стоп-кран - именно звук от разрыва колесной пары при экстренном торможении поезда на скорости почти 200 километров в час пассажиры могли принять за взрыв.
В этом случае у диверсантов был свой человек в поезде. Но тогда получается, что этот некто сознательно шел на смерть, что в данном конкретном случае маловероятно.
После того, как был сорван стоп-кран, к месту закладки взрывчатки поезд должен был подойти на минимальной скорости. Специалисты говорят, что вагоны попадали бы с моста в 30-метровый обрыв.
Уже установлено, что подрыв был совершен с помощью самодельной безоболочной бомбы мощностью более 2 кг в тротиловом эквиваленте. В действие она, по предварительным данным, приводилась дистанционно - об этом свидетельствовали телефонные провода типа "лапша", ведущие от железной дороги в лес.
Однако в том месте, где находился диверсант, аккумулятора не оказалось. Из этого эксперты сделали вывод, что питание к бомбе подавалось от батареек, которые находились рядом с ней и были уничтожены взрывом.
По мнению участников расследования, неизвестный оператор бомбы вообще не участвовал в ее подрыве. Произвести взрыв точно под кабиной локомотива, который движется на огромной скорости, практически невозможно, поэтому, как считают специалисты, поезд взорвал себя сам, замкнув первыми колесами контакты электроцепи бомбы, выведенные на поверхность рельса, или кнопку, расположенную под ним. На "лесном" же конце провода находился не замыкатель цепи, а предохранитель, с помощью которого бомба ставилась в боевое положение или снималась с него. Таким образом, оператор пропускал ненужные ему товарняки.
Российские власти считают, что диверсанты планировали сбросить поезд в узкий и глубокий лог реки Черная, достигающий глубины 30 м. Однако их замысел не удался из-за того, что они не знали устройства железной дороги, указывает "Коммерсант".
В частности, не учли контррельсы, которые для защиты от диверсантов устанавливались на железных дорогах еще со времен войны с немцами; неправильно выбрали место атаки (взрыв на самом мосту через реку имел бы более серьезные последствия) и не рассчитали скорость движения состава - он проскочил взорванный участок по инерции. И взорвали они не тот рельс - удар взрывной волны справа, как говорят специалисты, направил поезд на междупутье, а не под откос.
Таким образом, считают участники расследования, "Невский экспресс" был атакован не профессиональными диверсантами.
В этой связи не исключено, что после столь подробного разъяснения ошибок, в следующий раз диверсанты взорвут поезд более профессионально.
Отдел сотрудничества и СМИ
КЦ