После завоевания Казанского ханства войсками полоумного садиста Ивана, которого русская историческая пропаганда называет «Грозным», проходившего под флагом распространения христианства, началась кампания по насильственному крещению коренных народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев.
Впоследствии, немного поутихнув, эта кампания возобновилась с новой силой при Петре I, который своим указом подтвердил запрет дворянам-мусульманам держать крепостных-христиан, подкрепив это требованием либо отдать своих крепостных, либо самим креститься.
Период с 1738 по 1755 год считается, по оценке историка Александра Беннигсена, "самым трагическим периодом за все время их существования". Именно тогда наиболее сильно насаждалось христианство среди мордвы, чувашей и удмуртов. И тогда же немало крещеных появилось среди татар.
Собственно, основная тяжесть удара насильственной христианизации пришлась по татарам, как по народу, в недавнем прошлом доминировавшему в Волго-Уральском регионе, да и вообще в Восточной Европе, и лишь недавно (менее 200 лет назад) утратившим свою государственность.
В перечислении Петра патриарху Адриану: "...зловерцы - татары, мордва, черемисы и другие". Кроме того, надо отметить, что в плане идеологии язычество не шло ни в какое сравнение с исламом. Только во времена хромого карлика Луки Канашевича было разрушено большинство мечетей оккупированного русскими Казанского ханства. Очень красноречиво говорят об этом деятеле татарские предания: «в то время в Казани был один архиерей. Он хотел всех татар сделать русскими. На многих татар надел он черные русские чапаны и штаны, крестил многих мусульман».
Среди татар главной мишенью была аристократия, наравне с абызами и ишанами являвшаяся элитой нашего народа. Именно мурзы руководили организованным сопротивлением насильственному крещению, причем не только татар, но и черемисов (марийцев), остяков (хантов) и других народов.
Не помогло даже то, что татарские мурзы, воевали в русских войсках на стороне России. У них за отказ принимать чуждую веру отбирали крепостных и земли, которыми мурзы владели от своих отцов и дедов, включая собственные усадьбы.
Доля так называемых «татарских феодалов» и «служивых татар» среди народа была очень высока - в некоторых регионах страны из них состояло практически все мусульманское население исключительно (ярославские, романовские, кадомские, шацкие «служивые татары»). Весьма красноречивой иллюстрацией попыток принудительного крещения татарских мурз было указание всем мурзам Курмышского уезда креститься в срок до 25 февраля 1682 года, в противном случае их лишали имущества и переводили в податное сословие.
Миссионеры использовали метод "кнута и пряника": в ход шли денежные выплаты и всевозможные льготы новокрещеным, заключение под стражу за нежелание креститься, освобождение от рекрутской повинности новокрещеных с переложением ее на "упорствующих", их выселение со своих земель, уплата налогов за новокрещеных теми, кто остался в своей прежней вере. В результате одни принимали христианство под страхом смерти, другие - чтобы сохранить поместья и крепостных.
Необходимо отметить, что, если в результате компании, предпринятой в первой половине XVIII века по массовому крещению "инородцев", окрестилась практически вся мордва, подавляющая часть чувашей и удмуртов (примечательно, что официально оставшиеся в язычестве чувашские и удмуртские села находятся в полностью татарском окружении), половина марийцев, то среди мусульман - татар и башкир - доля окрестившихся осталась сравнительно невысока (12 тысяч из 400 тысяч крещеных "инородцев" за время существования Новокрещенской конторы).
И хотя позже, при Елизавете (после подавления восстания Батырши) и Екатерине Второй (после подавления восстания Юлаева), и появились некоторые послабления для мусульман, но вернуться в ислам потомкам этих крещеных татар было уже запрещено. Подобный переход карался смертной казнью, а после некоторой либерализации законодательства - вечной ссылкой с конфискацией имущества и детей.
Созванная при Екатерине Второй комиссия по обсуждению законодательства нашла, что "Отступников из христиан в магометанство ... как опаснейших гонителей христианства, более опасных, чем сами природные магометане".
Тем не менее, подобные возвраты были. Волн массового возвращения в ислам, а вернее сказать, подачи прошений об официальном возврате в ислам крещеных татар, было две: первая в 1866-1869 годах, а вторая - после царского манифеста о свободе совести 1905 года (в церковных документах этот процесс называется "отпадом"). В это время потомки ранее крещеных татар целыми деревнями подавали прошения о переводе их в ислам. Профессор Казанской Духовной Академии Машанов в своем докладе на миссионерском съезде называет цифру в 50 тысяч "отпавших" в течении XIX века.
Одной из самых ярких подобных историй является хроника семьи дворян Стулкиных из деревни Петряксы Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Петряксы Пильненского района Нижегородской области) - того самого уезда, мурзам которого было предписано креститься в течение недели в 1682 году. В прилагаемом к прошению списке перечислены все 46 членов этого рода, включая жен и детей. Со времени подачи первого прошения Стулкиных (15 сентября 1905 года) до удовлетворения их просьбы прошло 3(!) года, и это несмотря на то, что согласно их уверениям, ни они сами, ни их предки никогда православными не были, а с рождения были мусульманами. В качестве первой реакции на просьбу узаконить их пребывание в качестве мусульман появляется резолюция:
"Произвести надлежащее расследование в том: действительно ли принадлежат к числу отпавших из православия и только числятся православными, а на самом деле исповедуют магометанскую религию, составить на просителей подробную ведомость"
В ответе полицейского исправника говорилось:
"Полицейское Управление доносит Губернскому Правлению, что все просители с их семьями со дня своего рождения исповедуют магометанскую религию и что обрядов православной веры они никогда не исполняли".
Но даже, несмотря на столь явный факт, получивший к тому же официальное подтверждение, в ответ на прошение Стулкиных, направленное на имя симбирского губернатора, их отправляли то в полицейское управление, то в духовную канцелярию, один ответ даже подписан ветеринарным инспектором. Их дело просто "клали под сукно", по-видимому, надеясь, что просители сами откажутся от своих требований. И, наконец, 21 сентября 1908 года, спустя три долгих года, просьба дворян Стулкиных была удовлетворена.
(Удивителен сам факт, что мусульманин просит в письменном виде «узаконить его магометанство», но эта тема для отдельной статьи. Ред. К-Ц)
Религиозную политику своих предшественников на сегодняшний день продолжает Путин. А между тем Россия, подавляющая и преследующая мусульман, стала наблюдателем в Организации Исламской Конференции (ОИК)...!!!?
Пресс-секретарь НЧО ТОЦ
Идрисов Рустам
Татарстан, Набережные Челны