Поэзия обладает удивительной силой, она способна влиять на ход мыслей человека, а иногда может даже круто изменить его жизнь. Пророк Мухаммад, (а.с.с), также любил слушать хорошие духовные стихи. Среди его сподвижников были и поэты; вспомним хотя бы `Абдуллаhа ибн Раваху. Принимая во внимание важность поэзии, как средства воспитания, мы решили составить цикл очерков о жизни и творчестве Исламских поэтов разных времен и народов. Поскольку нам приходится ограничиваться размером заметки, то вначале мы будем подавать краткие биографические сведения, а затем - образцы литературного наследия поэта...
Начнем с величайшего лурского поэта Баба Тахира. [Луры - народ иранской языковой группы проживающий, главным образом, в Иране. Численность около 2 млн. человек. Язык считается бесписьменным, хотя возможна запись текстов при помощи арабского письма с использованием дополнительных значков. В культурном и духовном плане жизнь луров очень бедна и неразвита].
Как писал о нем Г.Ю.Алиев «В Иране... трудно найти человека (даже среди не грамотной части населения), который не знал бы два-три из них (т.е. из четверостиший Б.Тахира) наизусть». Однако, о Баба Тахире, к сожалению известно очень немного. Он - уроженец Хамадана, города в Северо-Западном Иране. Там же находится и его могила. Полагают, что Баба Тахир родился в конце X столетия. Дата смерти его также неизвестна точно. По свидетельству Раванди, автора исторической хроники «Рахат ас-судур» (1202), Баба Тахир в 1055 г. был представлен сельджукскому султану Тогрул-беку (1038-1063). На основании других упоминаний мы можем сделать вывод, что Баба Тахир вел образ жизни странствующего дервиша.
Он - автор арабоязычного трактата по этике «Краткие слова». Основное место в его творчестве занимают четверостишия (собрано около 300 из них). Следует отметить, что это не рубаи, а дубейти (у них иной метрический стиль). Анализ его стихов содержится в работе Е.Бертельса «История персидско-таджикской литературы». Он - чуть ли не единственный литератор, писавший на лурском языке до XX ст. Для его творчества характерно аллегорическое звучание, но кроме этого оно пронизано тонкими лирическими чувствами. Однако, приведем пример его наследия и пусть его стихи говорят сами за себя, а имеющий разум пусть задумается. И да наставит нас Аллаh Всемогущий, на путь истинный.
Уходит караван, с барханами сливаясь.
Я вслед ему гляжу и снова каюсь, каюсь.
Придет пора, и мы покинем этот мир,
Где так же вдаль бредем, под вьюками сгибаясь.
* * *
Страдания поймет лишь тот, кто сам страдал,
Податливей в огне становится металл.
О пасынки судьбы, сраженные печалью,
Придите, вас пойму, я горе испытал.
* * *
Страшусь держать ответ в день Страшного суда.
Как быть? Кор`ан гласит: «Да, скажешь, только да!»
А счет провин велик, Слова: «Молчи, ни звука!» -
Не выручат меня. Не скроюсь никуда.
* * *
Блажен, кто одержим. Не различает он,
Где тело, где душа. В Создателя влюблен,
Ни горестей, ни бед, ни зла не замечает.
Блажен, кто одержим. Он без вина хмелен.
Богатства мира - прах, текучая вода.
Поскольку ты пришел на краткий миг сюда,
Приумножай стократ в своей душе печали,
Зачтутся лишь они в день Страшного Суда.
* * *
Без мук любви душа сухой травы мертвей,
Не знавшей ласк росы и сладости дождей.
«О, лучше умереть, чем жить, любви не зная!» -
Так по утрам поет над розой соловей.
* * *
Мы только жалкий миг живем на этом свете.
О друг, не попадай привязанностям в сети!
Ты слышишь, вот вдали опять истошный крик,
Ты слышишь, чью-то боль опять доносит ветер.
* * *
Поговорим с тобой, о сердце, друг печальный!
На горестном пути не оступись случайно.
Я верю, день придет, и предо мною вдруг
Возникнет средь шипов цветок необычайный.
* * *
Не уподобься, друг, безмозглому глупцу,
На козни юных дев не жалуйся Творцу.
Есть на неверье спрос, и есть на благочестье,
Торгуй такой товар, какой тебе к лицу.
Подготовил Али Бекхан
КЦ