Просто поразительно насколько мало мы знаем о берберах и берберской культуре! И это несмотря на их огромную роль в истории Ислама. Так, две великие династии, Альморавиды и Альмохады, были берберского происхождения. Выдающийся полководец Юсуф ибн Тафшин, спасший в свое время мусульман на Пиренеях, также был бербером. Кроме того, существовало много мусульманских берберских государств в Африке. Именно берберы распространяли Ислам в отдаленных уголках Африки. Руководитель сопротивления оккупантам в Марокко (начало XX века), эмир `Абдель-Керим, тоже был бербером. Все эти аспекты требуют глубокого изучения и осмысления. Иша`Аллаh, мы постараемся развивать эту тему.
Скажем для начала несколько слов о самих берберах. Берберы - древнейшие жители Северной Африки. Еще римские легионы сражались с берберским правителем Югуртой (и в 105 г. до н.э. победили его). По очень устаревшим данным, их численность оценивается в 9 миллионов человек. Фактически, этноним «берберы» объединяет группу близкородственных народов. Так, лингвисты насчитывают около 300 берберских диалектов. Среди главных групп выделяются: кабилы, рифы, шлёх, туареги, зенага, берберы оазисов. Они живут в Алжире, Марокко, Ливии, Египте, Тунисе, Чаде, Буркина-Фасо, Мавритании, Западной Сахаре, Нигерии и Нигере. Такая география расселения просто поражает! (К этим странам можно еще добавить Мали и некоторые другие страны Африки, в которых проживают небольшие группы берберов). Берберы приняли Ислам в VII-VIII столетиях, часть из них придерживается ибадизма (единственная дожившая до наших дней секта хариджитов).
Берберы сильно подверглись ассимиляции и сейчас родным языком пользуется лишь около половины берберов. Язык этот, нужно сказать, крайне сложен (относится к семито-хамитской языковой группе). Туареги сохранили древнейшую берберскую письменность - тифинаг, которая не похожа ни на какую другую. Кабилы пользуются арабской системой письма ( с соответствующими добавлениями), другие берберы также используют арабскую (или же латинскую) письменность. Однако, большинство диалектов является бесписьменными. Берберская литература своеобразна и неповторима. Она ждет своего исследователя. Из числа самых известных берберских литераторов можно назвать Мохаммада аль-Аузали (XVIII век; известен его философский трактат «Океан слез»), поэтессу Дассину (туарегская поэтесса, начало XX века) и конечно же великого поэта Си Моханда.
Си Моханд (годы жизни условно: 1843-1906) - крупнейший алжирский поэт, слагавший стихи на кабильском языке. Сын деревенского менялы, который был расстрелян французами за участие в восстании 1871 года. Си Моханд почти всю жизнь провел в скитаниях, слагая свои песенные баллады, так называемые исфры, имеющие форму трехстрочной терцеты и представляющие лирическую исповедь поэта, в которой слышатся стенания поруганной Кабилии, горечь поражения, тоска вольного горца об отнятой свободе и порицание земляков за несоблюдение заповедей Ислама. Стихи Си Моханда пользуются огромной популярностью в народе и не утратили своей актуальности и по сей день. В 1960 году алжирский писатель Мулуд Фераун издал книгу «Поэмы Си Моханда», в которой напечатаны параллельные тексты - на берберском (кабильском) языке и переводы на французском, предварив их очерком о жизни и творчестве поэта. Это сделало доступным его наследие широкому кругу читателей. Ниже мы приводим образцы поэзии Си Моханда и просим Аллаhа очистить наши души от скверны и даровать нам совершенную духовность.
Век безумья, век разврата.
Все, что было свято,
Жадный поглотил порок.
Лицемерьем все объяты.
Брат боится брата.
Каждый слеп и одинок.
Век бесчестный, век проклятый!
Близится расплата.
За грехи карает Бог!
* * *
Сердце бедное, доколе
Трепетать от боли
Одиноко средь людей?
Да свершится Божья Воля!
Я лишь раб Его, не боле.
Неразумный - раб своих страстей.
Все одной подвластны доле.
Злой подвластны доле.
Страсть во мрак ведет верней.
* * *
В этот век, скупой и жадный,
Разжирели жабы.
А у бедных - ни гроша.
Угасает взор мой жаркий.
Сердце счастья жаждет,
Ждет надежда, чуть дыша
В этот век, развратный, жалкий,
Клевета нас жалит.
Не ропщи, моя душа!
* * *
Сжалься надо мною, Боже!
Я Твой раб, за что же
На страданья обречен?
Жизнь моя на смерть похожа,
Холод гладит кожу,
И в груди теснится стон.
К смертному прикован ложу,
Грешен и ничтожен,
Я смиреньем награжден.
* * *
Будь ты сильный иль убогий,
Существо любое -
Каждый Богом одарен.
Одному по Воле Бога -
Небо голубое,
Дом, и сад, и сладкий сон.
А другой богат любовью,
Горечью и болью
И безумьем награжден.
Подготовил Али Бекхан