12 лет назад рано утром 31 декабря 1994, года российские бронированные армады начали штурм чеченской столицы. 90 тысячная группировка агрессоров, поддержанная 6 тысячами единиц тяжелой и легкой бронетехники, артиллерийских установок, реактивных ракетных систем и вспомогательной техники, под постоянным воздушным прикрытием и массированных авиационных атак, вошли в Грозный (Джохар) с трех сторон.
По приказу чеченского командования колонны российской бронетехники, как и 26 октября во время штурма Грозного (ныне Джохара) промосковской оппозицией, были пропущены в центр города. Затем началась знаменитая чеченская контратака. В течение дня передовые части и бронетехника российских войск, вошедшие в город, были уничтожены.
Ожесточенные бои развернулись прямо перед Президентским дворцом. Мобильные группы чеченских солдат и сельских ополченцев расстреливали танки и БМП из гранатометов. Несколько единиц чеченских танков, периодически прорывались в центр города и атаковали противника. Однако уже на третий день боев, чеченское командование было вынуждено отказаться от использования этой бронетехники, так как сельские ополченцы несколько раз расстреливали бронемашины, принимая их за технику врага.
В Президентском дворце находились вице-президент ЧРИ Зелимхан Яндарбиев, осуществлявший общее руководство на месте и начальник Главного Штаба ВС ЧРИ Аслан Масхадов, который непосредственно руководил обороной города. Джохар Дудаев находился в резервном штабе в поселке Алды на западе Грозного и координировал действия Вооруженных Сил ЧРИ.
В боях 31 декабря 1994 чеченские солдаты и сельское ополчение наголову разбили штурмующие российские войска. Затем последовало множество других штурмов, в которых чеченские бойцы и ополченцы продемонстрировали несгибаемую волю и мужество.
Сотни единиц бронетехники и тысячи тел уничтоженных агрессоров валялись на улицах чеченской столицы. Целые полки и бригады были разгромлены в тех беспримерных боях. Сотни оккупантов были захвачены в плен.
Бои за Грозный продолжались два с половиной месяца. Общие потери российских войск в боях за Грозный составили от 18 до 22 тысяч солдат и офицеров. Более 1200 единиц бронетехники были сожжены чеченскими гранатометами. Лишь в середине марта 1995 года последние крупные подразделения чеченских войск покинули столицу, подорвав по приказу Шамиля Басаева телевизионную вышку.
Российская пропаганда до сих пор пытается принизить безусловный военный успех чеченских войск, которые практически на 90% состояли из простых ополченцев, впервые взявших в руки автомат в те дни.
Оккупационное командование и российские генералы нагромоздили кучу лжи о несуществующих «дудаевкских дотах и бункерах», многоярусных «оборонительных рубежах», которые приходилось «преодолевать ценой неимоверных усилий и героизма русских солдат», мифических наемниках-профессионалах и балтийских биатлонистках-снайпершах, которые получали от Дудаева по 1000 долларов в день.
Автор этих строк, как непосредственный свидетель тех событий может со всей ответственностью засвидетельствовать, что, дивизию Рохлина, к примеру, в течение полутора месяцев сдерживало несколько десятков чеченских бойцов (это не описка - именно несколько десятков), оборонявших позиции по линии - Дом пионеров, старый Обком, Совмин и гостиница Кавказ. И единственным непреодолимым рубежом перед русской армадой был простой чеченский ополченец.
31 декабря 1994 года молодое Чеченское государство выдержало чудовищный натиск в тысячи крат превосходящего врага. И если 26 октября 1994 года чеченцы окончательно избавились от десятилетий гипноза коммунистической пропаганды непобедимости Москвы, то 31 декабря чеченский народ раз и навсегда поверил в свою неизбежную победу и великую будущность своей Независимой и Свободной страны.
Саид Ирбахаев
для «Кавказ-Центра»