В воскресенье в Южной Осетии прошли референдум о независимости от Грузии и выборы президента республики. В Тбилиси считают голосование незаконным. Ссылаясь на последние данные Центральной избирательной комиссии власти Южной Осетии заявляют, что явка "значительно превысила 90%". По сообщению южноосетинского МВД, никаких правонарушений не произошло.
Еще до референдума никто из обозревателей не сомневается, что подавляющее большинство из 55 тысяч избирателей проголосуют за независимость и за нынешнего главу республики Эдуарда Кокойты.
МВД Грузии в распространенном в воскресенье вечером сообщении утверждал, что выборы и референдум в Южной Осетии прошли "при информационной поддержке российского правительства". Как сообщают российские СМИ, опросы при выходе с избирательных участков проводило движение "Наши".
В течение воскресенья в Цхинвали утверждали, что грузинский спецназ в ряде сел, подконтрольных Тбилиси, препятствовал участию южноосетинских граждан в голосовании на выборах президента и референдуме о независимости.
"Грузинская сторона высадила десант специальных сил министерства обороны Грузии в районе грузинского Авневи временно неподконтрольного властям Южной Осетии", - говорилось в сообщении комитета информации и печати Южной Осетии.
"Часть жителей указанного села получивших паспорта граждан Республики Южная Осетия не имеют возможности принять участие в выборах президента и референдуме по причине того, что грузинская сторона силовым методом препятствует их голосованию в избирательном участке села Мугут", - утверждалось в сообщении.
Перед выборами и референдумом цхинвальские власти объявили, что опасаются провокаций со стороны Грузии. Однако, как особо подчеркнули в Цхинвали, предприняты все меры, что бы провокация не состоялась.
Вместе с тем Миндзаев полностью не исключил "провокаций со стороны грузинских спецслужб в день проведения выборов и референдума". При этом была озвучена странная версия (на фоне участия Грузии в антиисламской агрессии на стороне США) того, как грузины хотят помещать выборам и референдуму.
"По нашим данным, спецслужбы Грузии завербовали большое количество наемников - чеченцев-кистинцев, а также лиц азиатской национальности, прошедших спецподготовку в лагерях боевиков в Афганистане", заявил Миндзаев.
Между тем 12 ноября грузинские власти провели так называемые альтернативные выборы президента Южной Осетии.
Альтернативный ЦИК был размещен в селении Эредви Цхинвальского района. Его возглавил Урузмаг Каркусов. Здесь в числе главных кандидатов на пост президента были - бывший председатель правительства и бывший министр обороны Южной Осетии Дмитрий Санакоев, преподаватель одной из местных школ Тамара Чароева, журналист Георгий Чигоев и строитель Теймураз Джерагов. По последним данным победу на этих выборах одержал Санакоев.
В свою очередь еще 3 ноября генеральная прокуратура Южной Осетии возбудила уголовные дела по статьям "государственная измена", "попытка насильственного захвата власти", "публичные призывы к экстремистской деятельности с использованием СМИ" в отношении Дмитрия Санакоева, Владимира Санакоева, братьев Каркусовых и других активистов так называемого Союза национального спасения Южной Осетии.
Официальное руководство Южной Осетии назвало альтернативные выборы «откровенным фарсом, нелепо срежиссированным Тбилиси».
Ранее цхинальский режим объявил о том, что Тбилиси готовил покушение на главу Южной Осетии Кокойты. Утверждается, что спецслужбы этой республики раскрыли крупный заговор грузинских спецслужб, готовивших переворот в республике с убийством главы цхинвальского режима.
Подробности заговора стали якобы известны благодаря «явке с повинной» бывшего министра внутренних дел этой республики А. Парастаева. По его словам, ему было предложено принять участие в убийстве президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, а после переворота занять один из руководящих постов в созданном под эгидой Грузии госсовете республики. За эту работу ему обещали 7,5 миллионов долларов, 220 тысяч из которых он уже получил в качестве аванса.
А.Парастаев утверждал, что предложения принять участие в заговоре грузинскими спецслужбами делались и другим высокопоставленным осетинским чиновникам. По его словам, помимо убийства на Кокойты планировалось проведение ряда терактов на территории Южной Осетии и дестабилизация ситуации с целью убеждения населения в неспособности местных властей обеспечивать безопасность.
По словам главы МВД, непосредственное руководство операцией осуществлял один из руководителей департамента госбезопасности Грузии Амиран Месхели.
«Согласно плану грузинских спецслужб, после ликвидации президента Эдуарда Кокойты созданный Госсовет Южной Осетии, в состав которого планировалось ввести Дмитрия и Владимира Санакоевых, братьев Каркусовых, депутата парламента Южной Осетии Владимира Келехсаева, должен был изгнать из региона всех российских специалистов, приглашенных для работы Кокойты, и вступить в прямые переговоры с грузинским руководством о вхождении Южной Осетии в состав Грузии на правах широкой автономии», - указывалось в заявлении КГБ Южной Осетии.
Тбилиси категорически отверг все эти заявления, называв их "пропагандистской выдумкой цхинвальского режима".
Напомним, что на референдум был вынесен один вопрос: «Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?».
Одновременно с референдумом были проведены выборы президента республики.
Против референдума выступили Евросоюз и НАТО, однако Москва заявляет, что международное сообщество «должно учитывать мнение жителей республики».
КЦ