Когда, в связи с войной,
усилилось существовавшее беспрерывно уже два десятка лет партизанское движение
в горах Чечено-Ингушетии, Советская власть решила, что чеченцы и ингуши имеют
связь с немцами. То обстоятельство, что теперь во главе антисоветского
партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стали люди с большим
образованием и политическим кругозором (это движение возглавлялось теперь
юристом Майрбеком Шериповым и писателем Хасаном Исраиловым), дало НКВД повод
строить свою лживую версию о том, что чечено-ингушским партизанским движением
руководят немцы. Однако достаточно указать на тот общедоступный для проверки
факт, что, находясь даже прямо у границ Чечено-Ингушской республики, немцы не
перебросили в Чечено-Ингушетию ни одной винтовки, ни одного патрона.
Перебрасывались только отдельные шпионы и большое количество листовок. Но это
делалось везде, где проходил фронт. Но главное – восстание Исраилова началось
еще зимой 1940 года, т. е. еще тогда, когда Сталин находился в союзе с
Гитлером.
Характерной чертой повстанческо-партизанского движения Чечено-Ингушетии за
последнее десятилетие являлось то, что вместо бывших духовных авторитетов –
мулл и шейхов – во главе его постепенно становились люди чисто светские и
политически вполне разбирающиеся во всех тонкостях как советской колониальной
политики на Кавказе, так и ее империалистическо-экспансивных устремлениях в
мировом масштабе.
Для карьеры советских и партийных сатрапов на Кавказе была открыта дорога при
одном условии: при их безусловной, идейной и физической поддержке сталинской
колониально-империалистической политики против собственного народа. Многие
становились на этот гибельный для своего народа путь подлинной измены и
коллабораций, что в конце концов не спасало их от собственной гибели. Советская
власть в этом отношении ценит свои кадры совершенно также, как ее разведка
исчерпавшихся агентов: высасывает из них весь сок, а останки сжигает, чтобы не
оставить следов для контрразведки.
Но находились и такие, которые, сознательно отказываясь от соблазнительных
перспектив иллюзорной личной карьеры, становились во главе общенационального,
беспримерно тяжелого, а в глазах многих и безнадежного дела борьбы за свободу
своего истерзанного и погибающего народа. К категории таких молодых
национальных вождей чечено-ингушского народа и принадлежали Хасан Исраилов и
Майрбек Шерипов.
Хасан Исраилов родился в 1910 году в селении Нашхой Галанчожского района Чечни.
В семье из шести братьев он был самым младшим. В 1929 году он окончил в
Ростове-на-Дону среднюю школу. В том же году, уже будучи комсомольцем, вступил
в ряды ВКП(б). Но активно в политических делах не участвовал и целиком посвятил
себя творческой деятельности в области художественной литературы, к которой он
имел не только личную страсть, но и большое призвание. Писал преимущественно
стихи и пьесы.
В силу своей профессии и внутренней потребности рассказать внешнему миру правду
(насколько это возможно при советских условиях) Исраилов сделался постоянным
корреспондентом московской «Крестьянской газеты». Но статьи Исраилова в
«Крестьянской газете», сильные по аргументации и резкие по духу, имели только
одну тему: как местные советские и партийные вельможи грабят чеченский народ.
Под видом защиты общесоветских законов от местных исполнителей Исраилов умело
критиковал эти самые законы на конкретных примерах и людях. Конечно, такая
«писательская карьера» не могла быть успешной и безнаказанной. До того, до чего
не додумались в Москве, додумались местные чекисты: весной 1931 года Хасан
Исраилов был арестован и «за контрреволюционную клевету», «за связь с бандой» и
осужден на 10 лет. Через три года, после энергичного вмешательства
«Крестьянской газеты» и после того, когда выяснилось, что некоторые из
чиновников, которых Исраилов критиковал как «грабителей и взяточников»,
оказались ими и на самом деле, Исраилов был освобожден и даже восстановлен в
партии.
После своего освобождения Исраилов уехал в Москву на учебу в Коммунистический
университет трудящихся Востока имени Сталина (КУТВ). Этим временем вышли две
книги его художественных произведений, написанных в тюрьме.
Но Исраилов постепенно отходит от поэзии и переходит к активной политической
деятельности. Уже будучи в Москве, совместно с другими чечено-ингушскими
работниками, он подает заявление Советскому правительству, что продолжение
нынешнего курса советской политики неминуемо приведет к развязке всеобщего
народного восстания, поэтому Исраилов и его друзья требуют смены курса и снятия
с постов первого секретаря обкома ВКП(б) Егорова и народного комиссара
внутренних дел Раева. Советское правительство пересылает заявление для
«проверки» на место. «Проверка» кончается обычным результатом: арестом
Исраилова и его друзей. Когда же в начале 1939 года Раев и Егоров были
арестованы как «враги народа», Исраилова освобождают.
Исраилова вызвали в обком к новому секретарю обкома Быкову и предложили подать
заявление, чтобы вновь восстановить его в партии. Исраилов ответил, что подаст
заявление на днях. Через неделю в обкоме было получено его заявление. В этом
заявлении Исраилова, однако, говорилось:
«Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведет войну на уничтожение моего
народа по частям – то как кулаков, то как мулл и "бандитов", то как
"буржуазных националистов".
Теперь я убедился, что война отныне ведется на истребление всего народа.
Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком
хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему
национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного
империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь
свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших
глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный
исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая
рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого
народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие
угнетенные народы».
Так писал Хасан Исраилов в январе 1940 года. Восстание в первые же дни имело
успех. К началу февраля 1940 года Хасан Исраилов уже овладел Галанчожем,
Саясаном, Чаберлоем и частью Шатоевского района. Повстанцы вооружались за счет
разоружения и разгрома карательных отрядов.
После очищения большинства горных районов от большевиков был созван вооруженный
народный съезд в Галанчоже и объявлено провозглашение «временного
народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии» во главе с самим
Исраиловым.
Заключение советско-финского договора было сильным моральным ударом по движению
Исраилова, однако Исраилов не терял надежды, что он будет поддержан не только
другими народами Кавказа, что в начавшейся мировой войне Сталин погибнет под
ударом объединенных сил демократических держав. В своих воззваниях к народу
Исраилов пророчит именно такой исход войны. Когда началась советско-германская
война, разумеется, размах и масштаб восстания Исраилова разрослись.
Новой ситуацией Исраилов воспользовался так, как это сделал бы любой другой на
его месте, – он предлагал воспользоваться борьбой германского народа против большевизма
для освобождения всего Кавказа и объявления его полной независимости.
В феврале 1942 года, т. е. еще тогда, когда немцы находились у Таганрога (
Повстанцы уже имели сведения о практике Розенберга и Гиммлера на «освобожденной
Украине». Поэтому повстанческое правительство выпустило «Воззвание к
чечено-ингушскому народу» (июнь
Не без влияния таких и им подобных воззваний главное командование немецкой
кавказской армии издало специальный приказ, в котором указывалось на
необходимость радикально иного поведения немецкого солдата, чем это имело место
на Украине и в других областях. Характерно также и заявление, вместе с
Северокавказским национальным комитетом, представителя Восточного министерства
в конце 1942 года. Этот представитель заявил, что он уполномочен вождями
восстания сообщить немцам, что если только «освобождение Кавказа будет
заключаться в замене одних колонизаторов другими, то для кавказцев это явится
лишь новым этапом продолжающейся национально-освободительной войны».
Однако именно во время войны большевики свирепствовали в тылу куда успешнее,
чем на фронтах.
Известно, что, например, в 1941 – 1942 годах советская военная авиация
совершенно бездействовала на передовой линии против врага, не говоря уже об
абсолютном отсутствии советской авиации над вражеским тылом. Но зато она
безоглядно и варварски бомбила собственный тыл. Так, в 1942 году весной
советская авиация подвергла дважды бомбежке всю горную Чечено-Ингушетию. После
этих бомбежек в горах Чечено-Ингушской республики было столько жертв среди
женщин, детей и стариков, сколько их бывает у воюющей армии на передовой. В
аулах Шатоя, Итум-Кале и Галанчожа жителей, убитых воздушной бомбежкой и
артиллерийскими обстрелами большевиков, числилось больше, чем оставшихся в
живых. Найти там не раненого человека было редкостью.
В те дни, когда Сталин устраивал этот ад над собственным народом, на Кавказе не
было еще ноги ни одного немца. Даже тогда, когда немцы пришли на Кавказ (летом
Вполне понятно, конечно, что чеченцы и ингуши, постоянно, методически и
прямо-таки провокационно истребляемые Советской властью, глубоко презирали эту
власть, но активно выступал против этой власти все-таки не весь народ, а только
часть его. Женщины, дети, младенцы на руках, зародыши в утробах матерей и
глубокие старики, чечено-ингушские коммунисты, чечено-ингушские офицеры Красной
Армии, стахановцы – «знатные люди республики», чечено-ингушские агенты НКВД и
«герои социалистического труда» – ведь они не были виноваты перед Советской
властью. И все-таки Сталин исполнил приказ Николая I, хотя и с запозданием
больше чем на 100 лет: истребление горцев оказалось беспримерным в истории всех
войн и народов. Поголовно все оставшиеся в живых чеченцы и ингуши, балкарцы и
карачаевцы в 1943 - 1944 годах были выселены с Кавказа.
Абдурахман Авторханов. («Убийство чечено-ингушского народа.
Народоубийство в СССР»)
Чечнепресс