На протяжении последнего десятилетия российская разведка активно использует в своих целях инфраструктуру так называемой Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП). Информация об этом была получена AxisGlobe на условиях конфиденциальности от чиновника одной из стран Балтии, имеющего отношение к системе государственной безопасности своей страны.
Источник AIA особо подчеркнул, что речь ни в коем случае не идет о враждебной деятельности ЭПЦ МП как таковой в отношении Эстонской республики, но об использовании отдельных ее деятелей в интересах российской разведки. По его словам, ЭПЦ МП объединяет на сегодняшний день более 95% всех православных Эстонии, что составляет около 150 тысяч человек. С ноября 2000 года ее деятельностью руководит митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий (Якобс Вячеслав Васильевич), сын полковника царской армии. Его подчиненные постоянно посещают Москву, где поддерживают тесные отношения с Отделом внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата и, в частности, с его бессменным руководителем (с ноября 1989 года), митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяев Владимир Михайлович).
По данным контрразведки одной из стран Балтии, этот человек имеет непосредственное отношение к осуществлению "Программы поддержки соотечественников" российского правительства, за претворение которой в жизнь отвечает подчиненная Министерству иностранных дел России организация "Росзарубежцентр". Помимо митрополита Кирилла, с эстонскими братьями по вере активно общаются заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк (Головков Сергей Анатольевич, бывший член Русской духовной миссии в Иерусалиме), а также священник Виктор Зогий. В отношении обоих имеются подозрения в связях со Службой внешней разведки России (СВР).
Источник AIA пояснил, что использование Русской православной церкви в разведывательных целях является нормальной практикой советских, а сегодня российских секретных служб. Так, например, в конце 80-х гг. под прикрытием русской православной миссии работал в Иерусалиме ушедший на Запад офицер КГБ Александр Ломов. В отношении самого главы Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла неоднократно выдвигались обвинения в тесных связях с КГБ. Так, в 1992 году, бывший сотрудник этой организации Александр Шушпанов подробно поведал о деятельности ОВЦС и его руководителя на благо государственной безопасности. В частности, он утверждал, что до самого распада Советского Союза Отдел предоставлял официальное прикрытие оперативным работникам КГБ, действовавшим за рубежом. Бывший коллега Шушпанова, Виктор Преображенский, свидетельствовал позднее, что на высшие посты в церковной иерархии (а к таковым относится и пост председателя ОВЦС) назначались в советское время исключительно люди с подмоченной репутацией, которыми легко манипулировал КГБ. Тот же Преображенский поведал, с какой легкостью КГБ через Комитет по делам религий при Совете министров СССР договаривался с Патриархией об устройстве своих сотрудников в иностранных представительствах Церкви, равно как и в самой патриаршей резиденции в Москве. По его словам, для работы под "церковным прикрытием" подбирались особо надежные молодые офицеры.
Уже в постсоветский период митрополит Кирилл не скрывал своих тесных отношений с силовыми структурами России, что не могло не привлечь к нему внимания иностранных служб контрразведки. Особенно примечательным стало заключенное в январе 2005 года соглашение между ОВЦС и Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации о сотрудничестве в разработке новой концепции безопасности страны. Как известно, в работе этой Академии принимают участие десятки отставных и ныне действующих сотрудников российских спецслужб. Не осталось без внимания и уже упомянутое участие ОВЦС в работе организации "Росзарубежцентр". Поэтому никого в службах контрразведки ЕС и НАТО не удивило то обстоятельство, что в 2003 году российская пресса назвала митрополита Кирилла наиболее вероятным преемником нынешнего главы Русской Православной Церкви Алексия Второго. К тому же было понятно, что близость этого человека с российской власти определяется не только его отношениями с силовыми структурами, но также фактом его рождения и многолетней деятельности в городе Ленинграде (Санкт-Петербург), откуда происходят многие представители "команды Путина".
По словам источника AIA, власти стран Балтии, включая Эстонию, прекрасно осведомлены об использовании отдельных деятелей Эстонской православной церкви российскими спецслужбами через Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Однако данная информация не оглашается по соображениям политического характера. Именно поэтому ей не нашлось места в открытом варианте последнего годового отчета эстонской полиции безопасности KAПO, опубликованном на прошлой неделе местной прессой. Согласно данному документу, в 2005 году посольство России в Таллинне значительно активизировало работу среди русскоязычного населения Эстонии.
По данным КАПО, контроль за деятельностью в этой области осуществляется путинской "администрацией" через специально созданное для этой цели Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Эстонской контрразведке стало известно, в частности, что Управление финансировало русскоязычные политические силы Эстонии в преддверие муниципальных выборов осени 2005 года. Параллельно, как отмечает КАПО, активизировалась деятельность российских разведывательных структур, направленная на вербовку эстонских граждан – как на территории самой Эстонии, так и России. В этой связи утверждается, что российская разведка проявляет особый интерес к экономическим структурам Эстонии с целью их подчинения российскому влиянию.