Кровавая бойня в Андижане

Год назад власти Узбекистана отдали армии приказ стрелять в сотни демонстрантов, выступивших против режима. На глазах у журналистов.

 

Атака на собственное население была предпринята вечером. Год назад 13 мая в Андижане узбекские власти дали приказ стрелять в многотысячную толпу из проезжающих броневиков. Граждан, которые собрались в столице узбекской провинции, чтобы высказать протест против произвола узбекского президента Ислама Каримова, никто ни о чем не предупреждал. Пулеметные очереди без разбора косили бегущих в панике мужчин, женщин и детей. Автор был одним из немногих журналистов – очевидцев бойни.

 

Восстание в Андижане вспыхнуло в ответ на процесс против 23 бизнесменов, которым было предъявлено обвинение в создании экстремистского движения. Их родственники и подчиненные выступили против необоснованных арестов. Когда в феврале 2005 года начался судебный процесс, почти ежедневно перед зданием суда собиралось более двух тысяч митингующих. Обычно в Узбекистане демонстрантов разгоняют дубинками, а вокруг зданий суда во время так называемых процессов над террористами выставляется оцепление. Но в Андижане все было по-другому. До 11 мая люди свободно приходили к зданию суда, и никто не мешал им митинговать. Подсудимые, несмотря на пытки и угрозы, настаивали на своей невиновности. Прокурору пришлось отказаться от обвинений в терроризме и антиконституционных действиях. "Эти люди не совершили ничего противозаконного", – объяснил узбекский прокурор, но, тем не менее, их нужно было осудить.

 

В ночь на 13 мая обстановка накалилась. Вооруженные люди сначала атаковали казарму, а затем, захватив достаточно оружия, направились к тюрьме, чтобы освободить тех самых 23 подсудимых, а также других заключенных. Затем повстанцы пошли на штурм резиденции губернатора в Андижане и захватили заложников. Утром несколько тысяч мужчин, женщин и детей собралось на площади около занятой резиденции губернатора. Когда около 11 часов автор прибыл из Ташкента в Андижан, среди андижанцев он увидел лишь немногих вооруженных граждан. Журналист не обнаружил никаких иностранных наемников и не услышал во время всей демонстрации ни одного лозунга вроде "Аллах акбар" или требования о создании исламского государства.

 

В Узбекистане Каримов – после успешных "цветных революций" в Грузии, на Украине и в Киргизии – ради сохранения власти сделал хладнокровную ставку на массовое убийство. Это не помешало правительству Германии после бойни в Андижане оставить за собой военную базу в узбекском Термезе и сделать солдат бундесвера союзниками ужасного узбекского режима.

 

Позже американская правозащитная организация Human Rights Watch реконструировала ход бойни, назвав свой доклад "Свинцовый дождь". После того как из броневиков был открыт огонь, а главная площадь перед резиденцией губернатора оцеплена, люди в панике побежали по проспекту Чулпан и попали в засаду. Там их расстреливали поджидающие воинские подразделения. Радиостанция ВВС сделала аудиозапись бойни через мобильный телефон. На ней слышны пулеметные очереди и орудийные залпы. Из толпы звучит мольба "отманлар", "не стреляйте" по-узбекски. Под градом пуль люди начали молиться, выкриков стало меньше. Запись закончилась, когда человек, державший в руках телефон, сраженный выстрелом, упал на землю. По оценке Human Rights Watch, тогда погибло более 700 человек, но узбекские власти говорят лишь о 187 убитых.

 

>После бойни узбекские власти всеми силами пытались скрыть правду. Узбекский президент Ислам Каримов обвинил журналистов во лжи. Узбекский прокурор на показательном процессе против так называемых дирижеров андижанского восстания тоже обрушился в первую очередь на журналистов. Они, сказал он, заодно с "Аль-Каидой", исламистскими группировками и международными неправительственными организациями вступили в заговор против узбекского государства.

 

Государство, которое уже до бойни являлось одним из самых репрессивных государств бывшего Советского Союза, еще сильнее закрутило гайки. Через год страну вынуждены были покинуть такие иностранные СМИ, как ВВС и Radio Free Europe. Местные журналисты и правозащитники были изгнаны из страны, запуганы или арестованы. Миссия ООН по делам беженцев (UNHCR) была выслана из Узбекистана.

 

Стараниями UNHCR в конце июля 2005 года 400 беженцев были эвакуированы из соседней Киргизии в Румынию. Узбекское государство усиленно требовало выдачи узбеков, которые на следующий день после бойни бежали в Южную Киргизию. В настоящее время UNHCR пытается предотвратить выдачу еще пяти узбекских беженцев, которые находятся в предварительном заключении в киргизском городе Ош, в узбекские камеры пыток.

 

Если бы не было того абсурдного процесса против 23 бизнесменов, то в Андижане дело не дошло бы ни до восстания, ни до бойни. Произвол узбекского государства и неэкстремистское движение породили нестабильность и хаос.

 

Маркус Бенсманн

Tageszeitung

ИноПресса

© Kavkazcenter.com 2020