По просьбе газеты «Вокруг Новостей», информированные эксперты анализируют видеоряд и работу режиссёров трансляции обращения Президента России к Федеральному собранию
Страна отсмотрела очередное, седьмое по счёту ежегодное Послание В.Путина Федеральному собранию РФ. Дата обнародования этого документа несколько раз переносилась, что дало некоторым комментаторам основание заявлять о «расколе», якобы имеющем место внутри АП, и о недовольстве, который этот раскол вызывает у Владимира Путина. Многие ожидали от итогового текста послания сенсации, особенно учитывая обещанное «ужесточение формулировок». Сейчас уже можно говорить, что никакой сенсации, в привычном смысле этого слова, не произошло. Если не считать сенсацией сам по себе невнятный характер текста, зачитанного президентом России. «Стратегические» установки и «программные» заявления были заменены на внешние эффекты и явно сочинённые в спешке репризы.
Само по себе послание, в его текстуальном выражении, особого впечатления на нас не произвело. Чувствовалось, что его текст несколько эклектичен, готовился в некоторой спешке, и в итоге более всего напоминал по форме известное письмо Дяди Фёдора, который тот писал в соавторстве с псом Шариком и котом Матроскиным. «Чувствую себя хорошо, вот только лапы ноют и хвост отваливается». Спасла ситуацию образцовая драматургия трансляции, в которой тщательно срежиссированные реплики из зала удачно сочетались с идеально подобранным видеорядом. Сконцентрируем внимание на двух, самых, на наш взгляд, принципиальных моментах «прямого эфира» (который, кстати, был не таким уж и прямым).
Первое. Многие заметили и отметили вопиющее нарушение протокола, которое позволил себе министр обороны РФ С.Иванов. Он перебил Президента России, когда тот собрался говорить «о главном». Иванов не вставая со своего места в зале громогласно предположил, что речь пойдёт «о любви». Конечно же, угадал. Мы предполагаем, что эта реплика из зала не имеет ничего общего с импровизацией. Стране таким образом показали номинального преемника, который остроумен, самостоятелен, не чужд разговорам «про жизнь» и явно пользуется одобрением Владимира Путина. Тем самым Иванов, кстати, "вторгся" на законную территорию своего виртуального "соперника" Д.Медведева. Это Медведев должен был подсказывать президенту про любовь. Но -- не сложилось.
И второе. В момент, когда В.Путин произносил развёрнутую цитату из Ф.Рузвельта, режиссёры трансляции крупно показали россиянам полпреда Президента в ЮФО Д.Козака. Его сменил в кадре кубанский губернатор Ткачёв. Затем режиссёры переключились на С.Иванова. Совсем не нужно было обладать богатой фантазией для того, чтобы понять, кого покажут следующим. И действительно -- оператор взял крупный план на Д.Медведева. Таким образом, стране представили «четырёх преемников». Завершал этот идеально выстроенный видеоряд крупный план на Председателя конституционного суда РФ В.Зорькина. Видимо, режиссёр принял во внимание слухи о том, что именно на должность Председателя Конституционного суда, по одной из версий, может переместиться В.Путин после ухода с поста президента.
Отметим, что такими «режиссёрскими находками» была пронизана буквально вся трансляция. Честно говоря, нам просто лень делать её подробный анализ. Продолжим конспективно.
Можно предположить, что круг т.н. «преемников» в настоящее время состоит из 4-х лиц: это Козак, Ткачёв, Иванов, Медведев, в порядке убывания их «перспективности». При этом, «номинальными» преемниками де-факто стали Иванов с Медведевым, а Иванову даже позволено (или рекомендовано!) играть при Путине роль «резонёра- соратника-понимающего-с-полу-слова».
Собственно, послание Президента явно писалось под двух человек: «семья» (Медведев) и «армия» (Иванов). От того, в каких «пропорциях» будут представлены в итоговом варианте эти две темы, могло зависеть, насколько успешен тот или иной номинальный «преемник» и насколько «сильна» продвигающая его группировка в АП. Борьба продолжалась до последнего, и, как нам показалась, не увенчалась победой ни одной из заинтересованных сторон, поскольку явно не пошла на пользу тексту и самому смыслу Послания.
Хотя все разговоры о «преемнике» более всего напоминают гадание на кофейной гуще, мы всё же можем предположить, что ни Иванову, ни Медведеву не суждено стать президентом России. А реальный выбор будет делаться между Ткачёвым и Козаком. Или другим «персонажем», которого нам пока не показали.
«Вокруг Новостей»