Министры в обороне

 На прошлой неделе министра обороны США Дональда Рамсфельда обвиняли в неудачах в Ираке и призывали уйти в отставку. Недавно подобное требование звучало в адрес российского министра обороны Сергея Иванова. Обозреватель "Власти" Наргиз Асадова заинтересовалась, так ли уж похожи эти два случая.

Министры и военные
       12 апреля этого года в телепрограмме CNN выступил отставной генерал-майор Джон Батисте, командовавший 1-й пехотной дивизией армии США в Ираке. "Мы должны поставить во главе министерства людей, которые уважают военных",-- заявил отставной генерал. Господин Батисте считает, что администрация Буша нарушила в Ираке фундаментальные военные принципы -- в частности, начала кампанию, не будучи уверенной в том, что у страны есть для этого достаточно сил. Именно это, по мнению генерала, стало причиной бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьме Абу-Грейб: "Слишком большая ответственность была возложена на некомпетентных офицеров и неподготовленных солдат". Вскоре к Джону Батисте присоединился генерал-майор Пол Итон. В статье в New York Times он назвал министра Рамсфельда "некомпетентным в стратегии, оперативном искусстве и тактике". А самым высокопоставленным американским военным, выступившим против министра обороны, стал генерал Энтони Зинни, бывший начальник Центрального командования ВС США. Выступая на CNN, он заявил, что перед началом войны шеф Пентагона проигнорировал все советы, касавшиеся военной операции в Ираке, которые давали данные ему специалисты, и именно это и стало причиной провала американской стратегии.
       Атаку на российского коллегу Дональда Рамсфельда тоже начали военные -- сотрудники Главной военной прокуратуры. 24 мая 2005 года главный военный прокурор Александр Савенков созвал пресс-конференцию, на которой отметил, что преступность в российской армии не имеет тенденции к снижению. По его словам, до 2003 года доля неуставных отношений в числе воинских преступлений составляла 11%, а к 2005 году достигла 30%. Это была чуть ли не первая открытая критика в адрес Министерства обороны и его руководителя Сергея Иванова за последние пять лет.
       Борьба между двумя военными ведомствами достигла апогея в январе 2006 года, когда в Челябинском танковом училище старослужащие искалечили рядового Андрея Сычева. Трагедия рядового Сычева получила небывалую огласку. В адрес Иванова посыпались обвинения в нежелании бороться с дедовщиной. Вспомнили и о том, что ни сам Сергей Иванов, ни двое его взрослых сыновей никогда не служили в армии, а звание генерал-полковника ему присвоили закрытым указом Владимира Путина в 2001 году одновременно с назначением на пост министра обороны.
       
Министры и партия власти
       Критика военных в адрес министров обороны вполне обоснованна. Издевательства над иракскими и афганскими заключенными действительно имели место в американских тюрьмах. В России действительно процветает дедовщина. Но примечательно другое. О неспособности Рамсфельда руководить операцией в Ираке и о неумении Иванова положить конец дедовщине заговорили в самый разгар кампании по выборам в конгресс США и в преддверии аналогичной думской кампании. Причем в обоих случаях нападки на министров отражают борьбу группировок в партии власти.
       Положение главы Пентагона пошатнулось после того, как на стороне его критиков выступил ветеран войны во Вьетнаме и бывший узник вьетнамской тюрьмы сенатор-республиканец Джон Маккейн. Именно Маккейн является лидером влиятельной группы республиканцев, противостоящих команде Буша. Весьма вероятно, что на президентских выборах в 2008 году кандидатом от республиканцев станет Джон Маккейн. "Я не доверяю Рамсфельду,-- еще в 2004 году заявил сенатор в интервью агентству Associated Press.-- Впрочем, я не могу призывать к отставке господина Рамсфельда. Президент Буш сам решает, какими людьми себя окружать". А теперь кампанию по дискредитации Рамсфельда возглавили отставные генералы, которые за полгода до выборов в конгресс предпочли высказать свое мнение посредством наиболее популярных в США СМИ.
       Кампания против Сергея Иванова также имеет двойное дно. Когда господин Иванов отчитывался перед президентом и парламентом о срочных мерах по борьбе с дедовщиной, он намекнул на существование неких "сил, которые ставят перед собой цель нажить сомнительный политический капитал на существующих армейских проблемах". "Борьба ГВП и Минобороны -- демонстрация раскола среди силовиков. Сергея Иванова с одной стороны и генпрокурора Владимира Устинова, помощника президента Виктора Иванова и замглавы администрации президента Игоря Сечина -- с другой,-- уточнил мысль министра известный своей лояльностью к Кремлю член Общественной палаты Сергей Марков.-- Этот конфликт связан с разделом влияния в контексте выборов 2008 года -- операции 'Преемник'".
       
Министры и президенты
Узнав, что против Дональда Рамсфельда ополчились уважаемые отставные генералы, Джордж Буш прервал отпуск в Кемп-Дэвиде и пришел на помощь своему министру: "Мне не нравятся спекуляции вокруг Дона Рамсфельда. Он делает отличную работу. Я полностью его поддерживаю. Я слышал все, что говорят о Доне Рамсфельде, но мое решение окончательное. Он не только реформировал армию, он помогает нам вести войну против террора. Я абсолютно в нем уверен".
       Никаких слов в поддержку Сергея Иванова президент Владимир Путин не сказал. Господин Путин практически никогда не комментирует вопросы, волнующие российскую общественность. Однако ни у кого не возникло сомнений, что президент поддерживает министра Иванова. В течение нескольких недель после скандала вокруг дела рядового Сычева в лояльных к Кремлю СМИ -- как печатных, так и электронных -- появилась целая серия материалов, призванных повысить авторитет министра обороны в глазах российских граждан. Еще одним свидетельством того, что Иванов по-прежнему пользуется доверием Путина, стало назначение министра обороны и вице-премьера на еще одну важную должность -- главы Военно-промышленной комиссии. Видимо, поэтому 28 марта Сергей Иванов, торжественно отмечавший пятилетие своего пребывания на посту министра, не проявлял ни малейших признаков неуверенности в будущем, а напротив, много говорил об успехах: бюджет Минобороны за пятилетку вырос в 3,5 раза, численность армии сократилась, а число контрактников, наоборот, увеличилось и т. д.
       Причины, по которым президенты США и России поддержали министров, понять несложно. Оба министра обманули ожидания общественности и военных, но вовсе не президентские ожидания. Джордж Буш не ставил перед Рамсфельдом задачу четко следовать указаниям военных и не допустить издевательств над заключенными. Задачей Рамсфельда было усмирение антиамериканских режимов мусульманского мира. И с этой задачей Рамсфельд справляется довольно успешно. Режимы талибов в Афганистане и Саддама Хусейна в Ираке свергнуты. Решена проблема Ливии и Сирии. Ливийский лидер Муамар Каддафи, напуганный решительностью американцев в Афганистане и Ираке, сам пошел на мирные переговоры. Сирия оказалась на крючке после убийства экс-премьера Ливана Рафика Харири, когда США и Франция пригрозили ей санкциями. В регионе остается одна агрессивно антиамериканская страна -- Иран. Практически никто не сомневается, что американцы будут решать силовым путем и эту проблему. Военные снова предостерегают, что у США нет сил и средств воевать с Ираном и что война будет иметь катастрофические последствия. Так что президенту США нужен такой министр обороны, который наплюет на советы военных и будет действовать в геополитических интересах США, как их понимает администрация Буша.
       Со своей стороны, президент РФ Путин не ставил перед Сергеем Ивановым задачу положить конец дедовщине в армии. Задачей министра Иванова было полное подчинение армии президенту Путину и модернизация ВПК. Действия Иванова в этом направлении были весьма эффективными. Сначала он нейтрализовал влиятельных генералов чеченской войны. Генералам Анатолию Квашнину, Геннадию Трошеву, Владимиру Шаманову, Виктору Казанцеву, Андрею Николаеву были предложены должности губернаторов, советников при различных ведомствах, депутатов Госдумы, и они перестали оказывать какое бы то ни было влияние на реальную политику. Модернизация российского ВПК также идет полным ходом -- за пять лет Иванов добился увеличения расходов на закупку новой военной техники и вооружений с 117 млрд до 236 млрд рублей.
       
       Однако разница между скандалами вокруг Дональда Рамсфельда и Сергея Иванова все же есть. И состоит она прежде всего в том, какие последствия эти скандалы будут иметь для министров. Кампания против министра обороны США наверняка повлияет на итоги выборов в конгресс, а сам Дональд Рамсфельд безвозвратно потерял доверие большей части американцев. Если в 2003 году его рейтинг был чрезвычайно высок -- 71%, то последние опросы показали, что министра поддерживает только 39% населения. А кампания против министра обороны в России, конечно, вызвала общественную дискуссию, но не окажет ровным счетом никакого влияния на выборы в Думу. Более того, если верить опросу, проведенному "Интерфаксом" после скандала с Сычевым, почти три четверти россиян (72%) высказались против отставки Сергея Иванова. А главное, Иванов как был, так и остается одним из кандидатов в преемники президента РФ.
Коммерсант

© Kavkazcenter.com 2020