Запятнанный футбол

Запятнанный футбол
В эти выходные пройдет главное событие футбольного сезона в Англии, когда самый богатый британский футбольный клуб "Челси" встретится с самым большим футбольным клубом "Манчестер Юнайтед" и почти наверняка получит второй подряд титул чемпиона.

Ничто так не воплощает наш век построенного на деньгах футбола: сложив вместе зарплаты представителей обеих команд, можно было бы, вероятно, обеспечить бюджет средней восточноевропейской страны. Однако упускается ключевое различие между этими двумя командами: в том, что касается пути к благосостоянию, "Юнайтед" и "Челси" находятся по разные края шкалы нравственности.

"Манчестер Юнайтед" завоевал право щедро тратить деньги. Он привлек самое богатое в стране финансирование, потому что его драматичная история захватила воображение публики: менеджер, который создал сильнейшую команду, но потерял большинство спортсменов в трагической авиакатастрофе, потом создал другую команду, ставшую за 10 лет первой английской командой, выигравшей чемпионат Европы.

Поддержка клуба росла, поэтому у него появились деньги, заработанные на входных билетах, рекламе и доходе с телевидения.

У "Челси" ничего этого не было, но он смог войти в Европейскую лигу чемпионов, только когда российская нефтяная компания "Сибнефть" выплатила миллиарды фунтов в виде дивидендов своим основным акционерам, одним из которых оказался Роман Абрамович. В то время бизнесменам, которые принадлежали к небольшой группе людей, имеющих связи в посткоммунистическом режиме Бориса Ельцина, было сравнительно легко использовать эти связи и убедить простых российских рабочих отдать им свои индивидуальные ваучеры, реальной цены которых они не знали.

Масштабы этого действа раскрываются в обнародованных на прошлой неделе цифрах, согласно которым 100 самых богатых россиян стоят больше четверти российского ВВП.

В Великобритании неравенство очень велико, но Россия – это вообще другая вселенная: 18% людей живут за чертой бедности; средняя зарплата составляет 2 тысячи фунтов. Однако в прошлом году Абрамович продал свою последнюю долю в российской компании за 7 млрд фунтов, в результате чего его суммарное состояние, по данным списка богачей Sunday Times, достигло 10,8 млрд фунтов.

Но на что может человек, обладающий таким состоянием, его тратить? В 2003 году он пролетал над Лондоном на вертолете и увидел футбольное поле. Через пару месяцев он стал владельцем "Челси". Еще через несколько недель он потратил на игроков 100 фунтов. Через год, не выиграв никаких трофеев, он уволил менеджера и нанял человека, только что выигравшего чемпионат Европы, Жозе Моуринью, которого соблазнила зарплата в 4 млн фунтов. Моуриньо потратил на игроков еще 100 млн и через год принес "Челси" чемпионский титул – впервые за 50 лет и второй раз за всю историю команды.

Разумеется, богатые спонсоры часто поддерживали футбольные клубы. Однако Абрамович в прошлом никак не был связан ни с Англией, ни с "Челси". И никто не произвел в этом виде спорта такого переворота.

Когда "Арсенал" предложил удвоить зарплату своего защитника Эшли Коула, "Челси" пообещал ее утроить, доведя до 80 тысяч фунтов в неделю. То, что и без того было неприличной суммой, стало и вовсе порнографично. Все клубы лиги вынуждены поднимать зарплаты своим игрокам. Таким образом, деньги, которые тратят болельщики, достаются все меньшему числу сверхбогачей.

Все в "Челси" знают, откуда взялись их деньги. Футбольным агентам, конечно, наплевать, каковы источники их доходов. А футбольные комментаторы и знатоки обсуждают качество игры или тактику тренера, закрывая глаза на массовую бедность, которая за этим стоит.

"Челси" сейчас символизирует собой одну только жадность. Этот футбольный клуб стал пятном на лице всего футбола. Чем дольше такая несправедливость принимается, тем больше мы разлагаемся.

The Guardian
Инопресса


© Kavkazcenter.com 2020