Статья в ведущем американском внешнеполитическом журнале заставила россиян волноваться по поводу ядерной угрозы
Фред Уэйр (Fred Weir), 24 апреля 2006
Москва. Парадигма взаимного гарантированного уничтожения (Mutual Assured Destruction, MAD) времен "холодной войны" между США и Россией в действительности так и не умерла, и специалисты предостерегают о возможности возобновления гонки вооружений между сверхдержавами.
"В мире есть много стран с ядерным оружием, но только Россия и США кладут MAD в основу своих взаимоотношений, причем каждая сторона усматривает в ней необходимость для себя сохранять средства устрашения другой стороны", - заявляет аналитик независимого московского Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. - Нам нужно уйти от этого, найти новую основу для стабильности, но боюсь, что в данный момент мы движемся не в том направлении".
Статья в номере американского журнала "Foreign Affairs" в этом месяце заставила зазвучать тревожные колокола в Москве. В статье "The Rise of US Nuclear Primacy" (Рост ядерного превосходства США) утверждается, что обветшалость ядерного арсенала России в сочетании с недавними техническими прорывами США означает, что Россия больше не может рассчитывать на устрашение США своими ядерными возможностями.
Авторы вышеназванной статьи, американские профессора Кир Либер (Kier Lieber) и Дэрил Пресс (Daryl Press), заявляют, что изношенные российские радиолокационные и спутниковые системы раннего предупреждения "выдадут предупреждение руководству России в лучшем случае всего за несколько минут до того, как американские ядерные боезаряды уничтожат российские силы ответного удара". Напротив, говорят они, США активно модернизируют свой ядерный арсенал, принимая на вооружение менее обнаруживаемые и более точные системы оружия. "Если только россияне быстро не переломят существующих тенденций, уязвимость России со временем будет только расти", - утверждают авторы статьи.
В то время как российские специалисты признают, что в этой статье есть доля правды, реакция на нее в российских кругах безопасности была "очень нервной", говорит г-н Суслов.
"Многие полагают, что вовсе не случайно кто-то заказал такую статью, - разъяснил он. - Как минимум, эта статья отодвинула всякие шансы на переговоры относительно того, чтобы изъять основу MAD из наших взаимоотношений с США".
После публикации этой статьи в прошлом месяце президент Владимир Путин сделал заявление, в котором утверждается, что Россия увеличит расходы на стратегические ядерные силы и сделает все необходимое, чтобы сохранить свое стратегическое преимущество. "Сохранение минимально достаточного количества ядерных боеприпасов, обеспечивающего ядерное сдерживание, остается одним из важнейших приоритетов", - сказал он.
Но аналитик стратегических проблем Виталий Шлыков, прежде служивший в советской военной разведке (ГРУ), говорит, что статья в "Foreign Affairs" стала "серьезным ударом по престижу Путина. Она сделала его уязвимым для обвинений. . . что он не обращает достаточного внимания на оборону России. Теперь он отменит всякие ограничения и станет расходовать все, что нужно, на модернизацию российских ядерных сил устрашения".
На пресс-конференции на прошлой неделе высокопоставленный специалист по контролю над вооружениями из московского Центра Карнеги Алексей Арбатов сказал, что у России сегодня на 39% меньше стратегических бомбардировщиков, на 58% меньше межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и на 80% меньше атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ), чем имелось у бывшего Советского Союза в 1991 году. Г-н Арбатов сказал, что России следует увеличить темпы производства новейших ракет "Тополь-М" с нынешних восьми до примерно 30 единиц в год. "Я призываю не к гонке вооружений, но к модернизации (стратегических ядерных сил России)", - сказал г-н Арбатов.
Известный российский конструктор ракет Юрий Соломонов сказал на прошлой неделе, что Москва "в срок не позднее 2 месяцев уведомит Вашингтон" о ключевых изменениях в российских стратегических ядерных силах, которые, возможно, будут включать ускорение темпов производства ракет и новые типы систем оружия.
Российские специалисты говорят, что принятое президентом Бушем (George W. Bush) в 2001 году решение выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны побудило Москву развернуть новое поколение ядерных ракет, которые способны преодолеть любой возможный оборонительный щит США. Эти системы оружия сегодня поступают на вооружение, говорят они, при этом первый полк МБР "Тополь-М", оснащенных боеголовками, способными совершать маневры уклонения от противоракет, должен войти в состав боеготовых сил в текущем году. К 2008 году Россия начнет вооружать новыми баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) "Булава", каждая из которых несет шесть боеголовок индивидуального наведения, ПЛАРБ нового поколения.
"Россия больше не способна на равных соревноваться с США, но вовсе не нужно копировать технологии или иметь одинаковое количество ракет, чтобы дать достойный отпор противнику, - говорит, аналитик специализирующегося на ядерных проблемах независимого московского ПИР-Центра Даниил Кобяков. - Россия может сохранить свою основополагающую способность уничтожить США в ответном ударе; такова логика взаимного гарантированного уничтожения".
Бывший российский премьер-министр Егор Гайдар, который сегодня возглавляет известный либеральный институт в Москве, предостерег, что распространяемое статьей в журнале "Foreign Affairs" представление о российской (и китайской) уязвимости может даже спровоцировать воссоздание военных блоков в стиле "холодной войны". "Но если кто-то хотел спровоцировать Россию и Китай к более тесному сотрудничеству в ракетно-ядерных технологиях, то было бы трудно найти более умелый и изысканный способ сделать это", - написал г-н Гайдар в письме в редакцию газеты "The Financial Times" в этом месяце. "Ядерные расчеты ученых являются опасной игрой"Прежнюю гонку вооружений удалось, в конечном итоге, обуздать с помощью целой сети договоров о контроле над вооружениями между двумя сверхдержавами. Хотя большинство этих договоров к настоящему времени стали излишними, соглашение от 2002 года между Путиным и Бушем обязывает каждую сторону к 2012 году сократить свой стратегический арсенал до 2200 ядерных боезарядов, но никак не ограничивает технические усовершенствования. В настоящее время Россия имеет 3800 стратегических ядерных боезарядов, а США - 4530.
Некоторые российские специалисты говорят, что тень взаимного гарантированного уничтожения можно прогнать только посредством новых американо-российских переговоров, которые позволили бы уменьшить число ядерных боезарядов на стратегических носителях до менее 1000 единиц у каждой стороны. "Мы сможем отказаться от взаимного гарантированного уничтожения только в том случае, если ликвидируем эти системы оружия, - говорит г-н Кобяков. - Даже если у вас хорошие отношения и добрые намерения, пока у вас сохраняются эти потенциально разрушительные ядерные силы, у другой стороны всегда будут существовать страх и подозрительность".
Christian Science Monitor"
ИноСМИ