Берегитесь Путина и саммита «Большой восьмерки»

Берегитесь Путина и саммита «Большой восьмерки»

В декларации, подписанной во французском Рамбулье в 1975 году, дается определение "Большой семерки" как клуба крупнейших промышленно развитых демократических государств мира. Данное определение регулярно подтверждается в ставших уже традиционными коммюнике, которые публикуются по результатам ежегодных саммитов.

 

За тридцать с небольшим лет существования данной организации были утверждены те критерии, выполнение которых необходимо для членства в клубе. Это демократический политический режим, крупная экономика, высокий уровень экономического и институционального развития, конвертируемая национальная валюта, членство во Всемирной Торговой Организации, Организации экономического сотрудничества и развития и в Международном энергетическом агентстве, а также преданность целям и принципам международного сотрудничества.

 

Является ли Россия настоящим членом "Большой восьмерки"? Выполнение части, но не всех требований является недостаточным для вступления в этот клуб - даже если у страны есть некоторые дополнительные особые показатели. По численности населения Китай и Индия превосходят все страны "восьмерки" вместе взятые. Валовой внутренний продукт Китая по паритету покупательной способности выше, чем у любого члена клуба, за исключением Соединенных Штатов Америки. Китай, Индия и Пакистан обладают ядерным оружием. Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком нефти на мировые рынки. Но ни один из этих показателей не превратил данные страны в членов самого эксклюзивного мирового клуба.

 

Россия на сегодняшний день удовлетворяет лишь одному критерию "Группы восьми". Речь идет об объеме ее экономики. В 2005 году объем ВВП страны с точки зрения паритета покупательной способности был десятым в мире. Хотя по данному показателю Россия отстает от Китая, Индии и Бразилии, не являющихся членами "восьмерки", но он все же выше, чем у входящей в этот клуб Канады, которая по объему ВВП занимает 13-е место. С учетом валютного курса объем ВВП России в 2005 году находился на 13-м месте в мире, будучи на 50 процентов ниже, чем канадский показатель, и меньше, чем ВВП таких не входящих в "восьмерку" стран, как Китай, Испания, Бразилия, Южная Корея и Индия.

 

Россия не удовлетворяет никаким иным критериям для членства в "Большой восьмерке". Российский рубль не является свободно конвертируемым для сделок с капиталом. Россия не принята в члены Всемирной Торговой Организации, Организации экономического сотрудничества и развития и Международного энергетического агентства. Именно поэтому страна не участвует в обсуждении вопросов курсов валют и проблем международной торговли.

 

Россия не является экономически развитой страной. Показатель ВВП в расчете на душу населения по покупательной способности составляет лишь 33 процента от среднего показателя по "Группе восьми", занимая 69-е место в мире. Если рассчитывать ВВП с учетом валютных курсов, то он снизится до показателя в 15 процентов от среднего по "восьмерке". Среднегодовые темпы роста инфляции в России за последние пять лет ставят ее на 161-е место в ряду 180 стран.

 

После 2005 года Россия уже не является политически свободной страной. По показателям политических свобод, которые публикуются организацией Freedom House, Россия занимает 168 место из 192 стран. По показателям коррумпированности, публикуемым организацией Transparency International, Россия находится на 126-м месте из 159.

 

Однако принципиальное отличие стран "Большой семерки" от России состоит в коренных различиях в подходах почти ко всем важным мировым проблемам - в целях государств и в их поведении на международной арене. Россия ведет "войны" против своих соседей по вопросам виз, импорта домашней птицы, поставок электричества, природного газа, закупок вина, а теперь даже и минеральной воды.

 

Российские официальные средства массовой информации раздувают пропагандистские кампании против завоеванного дорогой ценой демократического пути развития Украины, Молдавии и Грузии, а также против стран Балтии, Европы и США. Эти страны стали настоящими врагами в новой "холодной войне", которую ведут российские власти. В то же время, у них появились новые друзья в лице руководителей Белоруссии, Узбекистана, Ирана, Алжира, Венесуэлы, Мьянмы и организации ХАМАС. Это можно назвать "альтернативной Большой восьмеркой".

 

Существенные различия между странами "семерки" и Россией почти по всем возможным направлениям вряд ли являются случайностью. Они отражают базовые различия в понимании того, как действует современный мир, что составляет приемлемые и неприемлемые действия государства, и самое главное, в фундаментальных ценностях. Принятие Россией идеологии, известной под названием "вертикаль власти", "государство как корпорация" и "энергетическая сверхдержава", отражает взгляды российских властей на мир и государство. То же самое демонстрирует и их кампания против прав человека в том определении, которое им дает принятая ООН Всеобщая декларация прав человека.

 

Вопрос о том, удовлетворяет или нет Россия тем критериям, которые выдвигаются для вступления в клуб "Большой восьмерки", не требует дальнейшего серьезного обсуждения, ибо ответ очевиден. Вопрос, который сегодня занимает умы в столицах "семерки", заключается в том, участвовать или нет в предстоящем санкт-петербургском саммите. Идеалисты предлагают бойкот. Прагматики считают, что бойкот будет выглядеть как оплеуха, и рекомендуют участвовать, "если, конечно, Россия не нападет на Украину". В любом случае, никто не спешит ехать в Санкт-Петербург. Позор неизбежен. Будет позор, если саммит отменят; будет точно такой же позор, если все пойдет по плану. Фактически, этот позор уже начался. Нынешние дискуссии по поводу уместности российского членства и председательства в "Группе восьми", а также того, каким образом другие мировые лидеры должны участвовать в саммите, трудно воспринимать иначе, как растущее смущение и замешательство.

 

Попытки прагматиков найти основания для участия в саммите дали определенные плоды, хотя и довольно скромные. На повестку обсуждения будут вынесены вопросы "энергетической безопасности". Будет предпринята еще одна попытка убедить российские власти принять всеобщие демократические ценности. Однако было бы наивно ожидать существенных результатов по двум этим пунктам.

 

Российские власти уже продемонстрировали, как они понимают энергетическую безопасность. Вместо либерализации и приватизации энергетических активов они идут в противоположном направлении как внутри страны (национализируя частные компании, укрепляя контроль государства над электроэнергетической системой и системой трубопроводов), так и за ее пределами (пытаясь использовать внерыночные методы управления экспортируемыми энергоресурсами). Неужели страны "семерки" готовы согласиться с такими действиями?

 

Попытки учить российское руководство важности всеобщих демократических ценностей являются делом непрофессиональным, неэффективным и трудновыполнимым. Кто может реально поверить в то, что российские власти, выслушав руководителей "семерки", коренным образом изменятся? Что они прекратят разрушать гражданское общество? Что отменят принятые в последние годы антидемократические законы? Или что они позволят провести свободные и честные предвыборные кампании и выборы в 2007 и 2008 годах? Неужели кто-то может поверить, что Кремль откажется от контроля над судебной системой или над средствами массовой информации? Что он вернет на свои рабочие места уволенных журналистов и редакторов? Или прекратит свое вмешательство в дела бизнеса? Что возвратит гражданам и компаниям конфискованную собственность и отменит наложенные штрафы? Что вернет государственные активы стоимостью в миллиарды долларов? Может ли кто-то ожидать, что российские власти начнут расследования действий чиновников, судей и прокуроров, принимавших незаконные решения?

 

Российские лидеры, и без того отвергающие любые попытки "воспитывать" их, будут правы, если отклонят такой подход. "Большая восьмерка" это не место для разъяснения норм поведения. Сама мысль о том, что у иностранных лидеров может возникнуть потребность "откровенно" поговорить о внутрироссийских делах, подтверждает то, что Россия не считается полноправным членом "Группы восьми". Лидеры стран "большой семерки" могут привести целый ряд причин в оправдание своего решения приехать на саммит. Однако причины сейчас менее важны, чем то, как данный саммит будет воспринят в России и мире. И как он будет использован.

 

Встречу в верхах "Группы восьми" можно будет истолковать исключительно как поддержку нынешнего руководства России самой мощной в мире организацией, оказываемой за нарушение прав личности, норм правопорядка и свободы слова, дискриминацию неправительственных организаций, национализацию частной собственности, использование энергоресурсов в качестве оружия агрессии против ориентированных на демократию соседей.

 

Своим приездом в Санкт-Петербург лидеры "семерки" продемонстрируют свое безразличие к судьбам свободы и демократии в России. Они представят наилучшее подтверждение того, о чем неустанно говорят российские власти: что между западными и российскими руководителями нет коренных разногласий. Что западные лидеры, как и российские, заинтересованы лишь в том, чтобы на поверхности выглядеть радетелями за права личности и свободу рынка. Что, как и российское руководство, они лишь говорят о свободе и демократии. Саммит "Большой восьмерки" станет воодушевляющим примером для сегодняшних диктаторов и завтрашних тиранов.

 

Не должно быть никаких сомнений относительно того, какая ситуация сложится после саммита: будет в мире больше или меньше свободы, демократии и агрессии.

 

Андрей Илларионов покинул пост экономического советника президента

 

("The Financial Times", Великобритания)

ИноСМИ

© Kavkazcenter.com 2020