Первый президент Чеченского Государства Джохар Дудаев предупреждал чеченцев – «Свобода вещь дорогая и за нее придется очень дорого заплатить!». Дальнейшие события показали, что чеченская нация приняла вызов эпохи и продемонстрировала, что какой бы высокой не оказалась плата за свободу с выбранного пути ее не свернуть.
В любом народе присутствует национальное ядро, которое удерживает нацию от распада, генерирует энергию народа, выдвигает из свое среды национальных лидеров и принимает на себя основную тяжесть сопротивления внешним угрозам. Современная история чеченского народа яркое подтверждение того, что его национальное ядро способно не только цементировать волю нации к сопротивлению беспрецедентной агрессии, но и в ходе этого сопротивления расширяться, усиливаться и укрепляться. Особенностью национального ядра чеченского народа является его Исламская идеология и мировоззрение. Именно благодаря Исламу малочисленная чеченская нация, практически в одиночку, оказала и оказывает сопротивление чудовищной по своим замыслам, силе и масштабу агрессии.
Надо отметить, что на протяжении всей истории взаимоотношений России и Ичкерии определяющим моментом этих взаимоотношений была война. Победоносное шествие русских орд по Сибири, Азии, Европе и Кавказу было остановлено в Чечне. Мировая суперимперия, от одного имени, которого трепетала Европа, увязла на маленьком клочке кавказской земли. Она была вынуждена бросить сюда свои лучшие войска и более половины всех своих вооруженных сил. По признанию царского генерала Булгакова («60 лет Кавказской войне») на кавказском театре военных действий Россия была вынуждена держать 300-т тысячный корпус и даже в самые критические моменты войны на европейском направлении и в черноморском регионе, Кремль не мог выделить для терпящих поражения войск даже одного батальона с Северного Кавказа.
Российские историки и генералы признавались в том, что на Кавказе в то время были задействованы лучшие силы российской империи, которые «могли бы перевернуть Европу, не почувствовав при этом особого напряжения». Воля и сила сопротивления чеченцев поражала колонизаторов. В своих донесениях и военных отчетах они отмечали – «Те меры, которые мы предпринимаем в Чечне, способны покорить любой народ, но они вряд ли способны поколебать уверенность нескольких чеченцев. Упорство их неимоверно». («60 лет Кавказской войне», генерал Булгаков). Современная история чеченского народа подтверждает оценки и врагов и друзей.
Главная ошибка русских колонизаторов заключается в том, что они подходят к чеченцам с одной и той же меркой, которой обмеривают других своих противников. На протяжении веков мерка эта не изменилась. Каждое новое поколение российских правителей с упрямой настойчивостью пытается сломать чеченских мусульман силой и террором. Каждый раз эти попытки лишь усиливают сопротивление чеченцев, ужесточая ответные действия.
Как и раньше чеченцы выступили защитниками и носителями духа Ислама на Кавказе. Как и раньше чеченская нация стала на пути русского колониализма и экспансии. Как и раньше Москва, ослепленная своими размерами и силой, не понимает, что же происходит на этом маленьком клочке кавказской земли и надеется на то, что чеченцы вот-вот сломаются, не выдержав мощи современного оружия и звериной, нечеловеческой жестокости.
Однако нет силы у неверия над верой, у лжи над правдой. Сопротивление чеченских моджахедов становится примером для других мусульманских народов Кавказа, которые вслед за своими братьями поднимают знамя Джихада.
И. Саидов